Игры - обучение, тренинг, досуг: Сборник сценариев/
Под ред. В.В.Петрусинского -М.: Новая школа, 1998.
ISBN 5-7301-0359-X
ОБУЧЕНИЕ!.. УВЛЕЧЕНИЕ!!.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ!!!
(Рекомендации преподавателям, которые
хотели бы использовать игровые формы обучения на своих занятиях)
1. Вместо предисловия.
Дорогие преподаватели! Вы взяли в руки
эту книгу? Мы надеемся, что Вы теперь с ней долго не расстанетесь и сможете
ее использовать в свой учебно - педагогической практике. Вы, конечно, уже
задавали себе вопрос: как учить занимательнее и эффективнее? Как превратить
учебу из изнурительного труда в приятный и радостный праздник? Создать
этот праздник и подарить его вашим учащимся Вы можете с помощью этой книги.
Для этого в учебно-воспитательном процессе предлагаем использовать игры.
Эта книга - практическое руководство к
действию преподавателям-новаторам, которые хотят освоить новейшие методики
интенсивного обучения в игровых формах.
Известно, что учебный процесс - не просто
совокупность предметов, а единство функций обучения, развития и воспитания
в процессе изучения каждой дисциплины. Игровые формы могут использоваться
как универсальное средство в деле становления личности. Одна и та же игра
может выступать в нескольких функциях:
Обучающая функция - развитие общеучебных
умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной
модальности; развитие навыков владения родным и иностранным языком.
2. Развлекательная функция - создание
благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия
в увлекательное приключение.
3. Коммуникативная функция - объединение
учащихся в коллектив и установление эмоциональных контактов.
4. Релаксационная функция - снятие эмоционального
напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
5. Психотехническая функция - формирование
навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной
деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.
6. Развивающая функция - гармоничное развитие
личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
7. Воспитательная функция - психотренинг
и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
В принципе преобразовать в интенсивную
и игровую форму обучения можно любую учебную дисциплину, но лучше всего
для этого подходят гуманитарные дисциплины описательного характера. И,
прежде всего, самому преподавателю надо освоить игровые методы обучения.
И не просто освоить - необходимо вжиться в них, сделать их образом своего
мышления, привычным видом деятельности. Освоить игровые активные методы
в одиночку практически невозможно. Поэтому, прежде всего, необходимо найти
единомышленников, которые вместе с Вами захотят освоить игровые методы
обучения. Достаточно создать группу из 4 - 6 человек, которые могут вместе
с Вами освоить элементы игровых методов обучения, используя главу 15. В
этой главе дается практический подход для освоения преподавателями игровых
методов обучения. Можно также предварительно выбрать игры, которые более
всего соответствуют интересам и направленности ваших учащихся, а затем
включить их в занятия.
2. Как учить “играючи”?
Все игры, представленные в сборнике, предназначены
для проведения их как непосредственно преподавателями, так и для автоматизированного
варианта на основе суггестокибернетического метода. В этом случае используется
фонограмма или видеофильм, которыми пошагово воспроизводятся приведенные
в сборнике речевые инструкции по организации игр.
Для организации и управления ходом игры
необходим ведущий, который либо сам будет давать игровые инструкции, либо
обеспечивать подачу речевых команд с магнитофона. Ведущий должен предварительно
познакомиться с описанием игры и подготовить необходимый реквизит. Ведущий
должен обладать качествами лидера. На первых порах ведущим может быть один
из преподавателей, но по мере включения группы в игровую деятельность целесообразно
выбирать ведущего из участников учебной группы.
Сценарии игр имеют форму дикторских инструкций.
Учитывая специфику восприятия текста с фонограммы, инструкция, как правило,
повторяется дважды - сначала в подробном виде, а затем после слов “Итак...”
- в виде “свертки” - короткого резюме. Затем дается сигнал “Гонг”. По этому
сигналу ведущий или оператор должен остановить магнитофон, воспроизводящий
инструкцию, и включить другой - с фоновой музыкой. Технически это может
быть выполнено с помощью включения всего одного тумблера дистанционного
управления магнитофоном. По сигналу гонга обучаемые начинают выполнять
игровые действия. Время на каждую игру, как правило, заранее оговаривается
в инструкции. По мере выполнения каждого шага игрового действия (на усмотрение
ведущего) тумблером включается магнитофон и обучаемые слушают следующую
инструкцию. Как только включается магнитофон, предыдущее игровое действие
следует прекратить “на полуслове”. Хотя игры предусматривают автоматизированную
систему задания инструкций по организации игр, роль преподавателя при проведении
таких игр весьма существенна. После каждого сигнала “Гонг”, когда вступает
в силу фрагмент инструкции и начинается время для ее выполнения, направлять
действия участников игры может только преподаватель. Участники игры экспромтом
не всегда могут предусмотреть самый оптимальный шаг, преподаватель же предварительно
знакомится со сценарием и благодаря своему жизненному и педагогическому
опыту сможет заранее наметить возможные варианты для оптимального развития
событий в игре, поэтому его основной задачей является практическая реализация
данного сценария в своем видении.
Оценивает результаты игры, как правило,
жюри и сами участники. В большинстве игр введен элемент состязательности
за счет сравнения оценок результатов индивидуальных достижений или соревнования
команд. Заранее необходимо продумать призы и награды победителям. Лучше
всего, если призы будут смешными, тогда проигравшим будет не так обидно
- смех компенсирует разочарование от проигрыша. Надо принять за правило,
что ведущий должен быть готов поощрить каждого участника и поднять мотивацию
даже самых “малоуспевающих”. При оценке учитываются разные показатели,
например, “кто лучше”, “кто быстрее”, “кто остроумнее”, “кто ярче”, “кто
увлекательнее”, “кто правильнее” и т.д.
3. На чем же все основано?
Игровые методики преследуют цели интенсификации
процесса обучения. Что же такое - “интенсивные методы обучения”? Основная
их идея состоит в том, что учебная информация предъявляется в течение одного
урока в таких больших объемах, которые превышают субъективные психологические
“барьеры” усвоения. Один из этих “барьеров”, открытый Г.Лозановым (Л. 89),
составляет массив около 50 смысловых единиц за один прием предъявления,
другой - около 500 понятий. Но, при традиционном обучении предъявление
учебной информации в объеме, превышающем барьер, влечет много неприятностей
и вызывает почти стрессовую реакцию. Преодоление этих барьеров без стресса
возможно, если учебная информация предъявляется в необычном виде: на высоком
уровне эмоций, в развлекательной игровой форме, с использованием неосознаваемых
видов психической деятельности. Все это и обеспечивается в игровых формах
обучения, когда на сознательном уровне задаются условия игры, а на втором
плане - условия непроизвольного запоминания больших массивов учебной информации.
Г.Лозанов назвал это явление “гипермнезией” - сверхзапоминанием. Учебные
игры создают разнообразие форм учебной деятельности, содержат элементы
развлекательности, включают элементы психотренинга, рациональной работы
с текстами, ролевой игры, приемов самосовершенствования, соревнований,
генерации идей и т.д.
Как известно, владение учебным материалом
возможно на разных уровнях. По системе В.Беспалько (Л. 88), уже начальный
уровень “готовности” к обучению создает психологическую установку на обучение
и обеспечивает саму возможность последующего интенсивного обучения. Такая
готовность необходима и преподавателям и учащимся. Для обеспечения уровня
“готовности” необходимо освоить в игровых формах приемы психосаморегуляции
состояния и приемы организации “информационной стимуляции”, исключающие
стрессовую реакцию (глава 9, игра 16.20.). Достижение уровня “готовности”
выражается в желании учащихся приступить к весьма нелегким, но интересным
интенсивным занятиям.
Система обучения - это поэтапное восхождение
по уровням усвоения. Для достижения уровня “узнавания” используется система
приемов ускоренного чтения (игра 1.46.). Для достижения уровня “воспроизведения”
используется рациональная работа с текстом в виде составления опорных конспектов
(1.7.). Для достижения уровня “применения” используется система ролевых
игр (1.39.). Для достижения уровня “творчества” используется система соревнований
учебных коллективов и “генерация идей” (2.31.).
Предлагаемый подход основан на создании
психофизиологических условий для комплексной активизации резервных возможностей
личности обучаемого. Эти резервы личности, как правило, в обычной жизни
скрыты и недоступны для использования из-за существующих психофизиологических
барьеров, которые, впрочем, человек иногда спонтанно преодолевает в экстремальных
ситуациях при наличии высокой мотивации. Аналогичное явление в спорте известно
как “второе дыхание”. За счет интенсификации процесса обучения осуществляется
преодоление барьеров, для чего создается специальная психофизиологическая
ситуация, мобилизующая организм на их преодоление. Для этого используются
приемы информационной стимуляции: информационная “перегрузка” в сочетании
с одновременной психологической “компенсацией” в игровых формах в виде
психоэмоциональной суггестивной разгрузки. Таким образом, информационная
стимуляция позволяет загружать в подсознание большие объемы неосознаваемой
информации (ее можно сравнить с забытым прошлым опытом и утраченными со
временем знаниями), которая поначалу не проявляется в реальной деятельности,
но затем, при создании стимулирующей ситуации в игровых формах, как бы
сама “всплывает”, осознается и все более используется в деятельности. Стимулом
для “всплывания” информации может служить различная игровая деятельность,
в частности: деятельность по ускоренному просмотру текстов, их конспектированию
и реферированию, ролевые игры, соревнования и т.д. Таким образом, целесообразно
на начальных этапах использовать пассивные, созерцательные формы учебной
деятельности, позволяющие загрузить большие массивы информации, а весь
дальнейший учебный процесс в такой системе должен быть направлен на активизацию
пассивных знаний, т.е. поэтапное повышение уровня владения информацией
за счет игровых активных форм деятельности. Повышение уровня активности
может быть обеспечено в самых разных видах игровой деятельности (1.50.).
Таким образом, используются все положительные стороны как “пассивных” форм
обучения, имеющих большой выигрыш в пропускной способности восприятия информации,
так и активных методов, имеющих выигрыш в уровне владения ею.
Игровое обучение гуманитарным дисциплинам
описательного характера основано на последовательном использовании различных
видов учебной деятельности, обеспечивающих поэтапное восхождение по уровням
усвоения. Основными из них являются: формирование учебных групп по тестовым
показателям; обучение приемам рациональной работы с текстом, в том числе
- конспектированию на разных уровнях обобщения; ролевые обучающие коммуникативные
игры; соревнования и коллективное творчество. Такие приемы интенсивного
обучения гуманитарным дисциплинам хорошо совместимы с традиционными, так
как не требуют изменения содержания дидактических материалов.
На первом этапе обучения при работе с
описательными учебными текстами для достижения уровня “узнавания” группе
обучаемых предъявляются массивы учебной информации в объеме нескольких
глав или даже целого учебника, при этом дозируется время на просмотр каждой
страницы текста. Сигнал к переходу к следующей странице дается после просмотра
большинством группы заданного объема текста. От обучаемых требуется понять
лишь общее содержание каждой страницы (16.21.).
На втором этапе обучения (достижение уровня
“воспроизведения”), обучаемые работают с опорными конспектами. Им предлагается
разбить лист на 4 вертикальных полосы - графы. В первой полосе нужно записывать
ключевые слова и план на каждую страницу. При конспектировании текста от
первой до последней страницы учебника на заполнение каждой графы отводится
15 секунд на страницу. Во второй графе указываются пояснения к ключевым
словам, расшифровки. В процессе заполнения второй графы предлагается также
связывать понятия второй графы с первой стрелками, линиями и другими графическими
знаками. Затем предлагается заполнить третью графу, где даются тезисы,
пояснения и собственно конспект. Четвертая графа содержит неясности, вопросы,
ремарки и собственное отношение обучаемого к данному тексту. При заполнении
четвертой графы конспект приобретает завершенную форму, где содержатся
все соединительные линии и прочие знаки графического отражения сущности
конспектируемой страницы. Таким образом, за счет анализа и синтеза при
составлении опорного конспекта на четырех разных уровнях обобщения осуществляется
усвоение учебного материала на уровне “воспроизведения” (16.41.).
На третьем этапе обучения достигается
усвоение материала на уровне “применения”. Предъявление учебного материала
осуществляется в форме ролевых игр, для участия в которых группа обучаемых
разбиваются на пары. В каждой паре один из обучаемых играет роль “учителя”,
другой - роль “ученика”. “Ученик”, пользуясь конспектом, пересказывает
постранично текст, а “учитель”, глядя в исходный текст, корректирует и
анализирует работу “ученика”. За каждую страницу “учитель” ставит “ученику”
оценку. Допускается только две оценки - “хорошо” или “отлично”. Других
отметок нет - все остальное представляется как отсутствие ответа. При пересказе
текста время на пересказ каждой страницы дозируется и составляет около
1 минуты. Всего в ролевых играх предлагается более 30 видов учебной деятельности
(1.39., 1.40.).
На четвертом этапе для достижения уровня
“творчества” учащиеся делятся на две команды. Им предлагается составить
занимательные задачи и вопросы. За составление вопроса и за ответ на него
жюри начисляет командам очки. Оценивается также оригинальность, находчивость,
остроумие, скорость реакции. На данном этапе осуществляется творческая
деятельность в виде соревнования учебных коллективов - наподобие команд
КВН. Вопросы задаются по всему пройденному тексту. На этом этапе используются
также и отдельные приемы методик “генерации идей” и “мозгового штурма”.
При изложении вопросов и ответов рекомендуются различные игровые формы
с использованием художественных, музыкальных, пантомимических и других
средств выражения. Жюри оценивает правильность каждого ответа и начисляет
командам очки. После завершении игры подводится общий итог соревнования
(16.41.).
4. Как складывается система?
Каждый из упомянутых этапов теоретического
обучения имеет самостоятельное значение и одновременно представляет отдельную
методику. Так, из этапа обеспечения готовности к обучению создалась методика
активизации резервных возможностей личности (16.50.). Из этапа ускоренного
чтения образовалась методика обучения приемам скорочтения (16.21.). Из
этапа конспектирования создана методика рациональной работы с текстовой
информацией (1.28.). Из этапа ролевых игр образовалась методика обучению
искусству общения (5.1.). Из этапа творчества образовалась методика “генерации
идей” (2.32.).
Методика обучения скорочтению включает
различные приемы работы с текстом, основанные на развитии навыков зрительного
восприятия и прогнозирования смыслового содержания текстов, активизации
и расширении словарного запаса, на тренировке внимания, памяти, воображения.
Система этих упражнений строится на принципах информационной и суггестивной
стимуляции, то есть информация предъявляется большими массивами, а ситуация
обучения задается суггестивными инструкциями и игровыми заданиями (1.47.).
Система этих упражнений позволяет значительно увеличить эффективность чтения
(скорость и коэффициент понимания).
На основе второго этапа обучения образовалась
методика рациональной работы с текстами, которая обучает приемам составления
опорного конспекта по нескольким уровням обобщения и обеспечивает обсуждение
этих конспектов в ролевых играх (1.48.). На освоение методики рациональной
работы с текстами требуется 2 - 3 часа занятий.
Из третьего этапа обучения образовалась
методика тренинга общения, содержащая приемы тренинга в виде проблемных
игр в парах по заданным ролям (глава 6).
Заключительным этапом теоретического обучения
является коллективное творчество типа “КВН” или “мозгового штурма”. На
его основе образовалась методика “генерации идей”, в которой в игровых
формах стимулируется творческая деятельность. За два-три дня работы группа
в 6 - 8 человек способна выдать несколько десятков ценных идей, рацпредложений,
а иногда и изобретений.
Система интенсивного обучения иностранному
языку в игровых формах строится на аналогичных принципах. На подготовительном
этапе осуществляется тестирование и формирование учебной группы по психологическим
показателям. На первом этапе обеспечивается информационная стимуляция в
виде предъявления многоканальных сигналов. Тексты на экране предъявляются
в виде параллельных колонок русского и иностранного текста, а звучащая
фонограмма - в виде речи с синхронным переводом (15.47.) На втором этапе
осуществляется активизация пассивного запаса: обучаемый пытается перевести
каждую предлагаемую фонограммой фразу с родного языка на иностранный, а
через несколько секунд в наушник дается вариант правильного перевода. На
третьем этапе осуществляется деятельность по применению языка в различных
ситуациях: инструкциями и рисунками задаются различные проблемные ситуации
и обучаемые их разыгрывают в парах. Диалогу помогает словарь ключевых слов,
задаваемый на каждую ситуацию. Оценка взаимно осуществляется самими учащимися
(1.16.). На четвертом этапе осуществляется “творчество” на языке. Оно строится
на основе разыгрывания миниатюр, соревнований команд, обучающих коллективных
игр. Задаются ситуации для обеспечения коллективной творческой деятельности,
в миниатюрах “оживляются” комические картинки. В результате этого вида
деятельности достигается уровень “творчества” (15.50.). После 12 дней интенсивного
обучения в игровых формах пассивный лексический запас достигает у обучаемых
2500 - 4000 слов. Пассивный лексический запас обучаемых позволяет им понимать
с листа популярные газетные и журнальные тексты, а активный лексический
запас достаточен для практического общения по основным бытовым темам.
Интенсивное обучение двигательным навыкам
в игровых формах на примере освоения клавишных устройств основывается на
поэтапном формировании умственных действий с учетом принципов информационной
стимуляции: клавиатура компьютера или пишущей машинки предъявляется для
изучения полностью в течение уже первого сеанса (16.22.). При этом, скорость
предъявления информации выбирается с учетом стимуляции неосознаваемых компонентов
психической деятельности. На последующих этапах закрепляется автоматизм
десятипальцевой “слепой” работы на клавиатуре при задании с фонограммы
музыкального ритма в сочетании с речевым диктантом. Всего за 6 -10 дней
интенсивного обучения достигается скорость 120 - 140 ударов в минуту, 0,5%
опечаток при работе “вслепую” десятью пальцами.
В игровом полидисциплинарном интенсивном
курсе гармоничного развития личности общая суггестивно-информационная активизация
познавательной деятельности осуществляется сразу для нескольких учебных
дисциплин и видов учебной деятельности. При этом, каждая в отдельности
учебная дисциплина (например, скорочтение, рациональная работа с текстами,
активизация творческой деятельности) взаимно активизирует усвоение другой
дисциплины предлагаемого комплекса дисциплин. Для создания такой ситуации
общей активизации резервов психики в комплекс дисциплин включаются сразу
несколько иностранных языков, рациональная работа с текстами, основы машинописи
и компьютерной грамоты, тренинг общения, основы изобразительного и сценического
творчества, оздоровительные и развивающие игры, языки программирования,
деловой тренинг, танцы и спортивно-оздоровительные игры. В систему полидисциплинарного
интенсивного курса обучения включается психическая саморегуляция состояния
(16.35.), обеспечивается расширение лексического запаса на родном языке
методом информационной перегрузки (17.1.), стимуляция памяти (16.32.),
внимания (15.39.), воображения (15.34.), повышение скорости восприятия
зрительной информации (15.8.), рациональная работа с текстами (16.41.),
проводится тренинг общения (гл. 6), стимуляция творческой деятельности
в виде “генерации идей” (16.27.), организуется изобразительное и художественное
творчество (16.21.). Курсы проводятся в условиях “погружения” в специальную
психологическую среду. Длительность полидисциплинарного курса из десяти
дисциплин составляет 10-20 дней, при этом за указанное время достигается
эффект интегрального усвоения полидисциплинарной информации (гл. 16).
5. А если посмотреть на все глобально?..
Данный сборник - это своеобразная энциклопедия
игр, направленных на формирование нового человека для современного общества
на основе гармоничного развития личности и ее основных движущих сил. Ведь
все многогранное выражение личности человека можно свести всего к трем
основным силам, определяющим его сущность. Также как белый цвет и все другие
тона цветовой гаммы можно составить дозировкой всего трех цветовых составляющих,
так и все многообразие характеристик личности можно выразить проявлением
трех сил: силы разума, силы духа и силы любви. Триединство этих сил в гармоничном
сочетании характеризует личность, творящую добро. При отсутствии гармонии
развития силы разума, силы духа и силы любви эта дисгармония воспринимается
нами как проявление зла. Несмотря на кажущийся парадокс, будто зло затрудняет
прогресс, любое развитие невозможно без внутренней борьбы противоположностей,
которые и представляют собой борьбу добра со злом. Победившее в борьбе
добро способствует прогрессу личности, общества и цивилизации в целом.
А учитывая, что зло заложено не в физической материи, а в более тонкие
духовные структуры, его уничтожить принципиально невозможно, можно только
преодолеть. Таким образом, основной прогресс связан с совершенствованием
тонких духовных структур. Поэтому смысл жизни человека на Земле в его самосовершенствовании
с целью создания гармоничного общества, способного образовать такой информационно
- энергетический заряд, который позволил бы воссоздать новую, дочернюю
цивилизацию, может быть в других пространственно-временных структурах и
других формах бытия.
Любое совершенствование подразумевает
биоэнергетическое взаимодействие и совместную деятельность. Совместная
сотворческая деятельность может быть не только в реальной жизни, но и на
модели - в форме психотренинга. В сборнике и предлагается система игрового
тренинга, которая позволяет в игровой модели каждому человеку совершенствовать
в себе триединство основных жизненных сил. В частности, на модели игры,
обращаясь к своему “Я” разных уровней осознавания и развития, задавая в
процессе общения различные формы искушений и ситуаций борьбы добра со злом,
отрабатывается характер личностной реакции на преодоление этих искушений
и приемы совершенствования в себе триединства основных жизненных сил (гл.
16, 18). Такая деятельность выражается в познании и осмыслении универсальных
законов Космоса. Познать и выполнять законы мироздания - насущная задача
всей нашей цивилизации. Такие законы должны быть проводником единства нашего
интеллектуального множества, помогать нам видеть взаимозависимость, взаимопроникаемость
и пересекаемость всего в жизни, осмыслить единообразие высшего и низшего,
понять необходимость безусловного соподчинения множества Единому, осмыслить
необходимость сохранения достигнутого при дальнейшем развитии и совершенствования
при объединении, а также призывают каждую личности оставить свой духовный
след в жизни. Конечно, познание этих законов потребуют еще более детального
и динамичного переосмысления окружающей нас действительности. Путь реализации
процесса гармоничного развития личности в виде конкретных действий, облеченных
в форму игрового тренинга, и предлагается вашему вниманию. Осуществляется
это в игровых ситуациях в процессе обучения, развития и воспитания. Поэтому
роль педагога-преподавателя, владеющего методиками активизации потенциальных
возможностей личности, уже сегодня приобретает особую значимость.
6. Что включает сборник?
Большая часть игр, использованных в сборнике,
основана на известных игровых приемах, однако авторами и составителями
игр дана авторская интерпретация этих приемов, с целью их использования
при интенсивном обучения с помощью аудиовизуальной техники. Обучающие игры,
как средство активизации рациональной работы с текстовой информацией приводятся
в главе 1. Игры глав 3 (Психоэмоциональная разгрузка), 4 (Развивающие игры)
и 5 (Игры на воздухе) предназначены для поддержания оптимального состояния
и создания соответствующего эмоционального настроя в процессе интенсивного
обучения. Ими целесообразно начинать и заканчивать учебные занятия. Подборка
афоризмов главы 24 (“Тонкие мысли”) поможет создать более насыщенную интеллектуальную
среду и соответствующий психологический настрой. Афоризмы, отобранные преподавателем,
могут использоваться как непосредственно в общении, так и для оформления
(в виде плакатов и лозунгов) учебного помещения. Собственно говоря, этот
сборник представляет собой своеобразный “конструктор”, из деталей которого
преподаватель, методист или преподаватель может составлять различные комбинации
и сочетания, сравнивать их эффективность и отбирать наилучшие решения,
а самое главное - разрабатывать новые, более совершенные его детали.
Приложения к сборнику в виде раздаточных
материалов, аудиокассет или видеокассет заверщает комплект необходимого
методического обеспечения игровых занятий.
7. Как подготовить учебный материал и
все необходимое для такой формы занятий?
Для игровых занятий содержательная часть
(учебная информация) берется из обычных учебников. Эти материалы только
преобразуются в форму, пригодную для использования в игре. На основе существующего
учебника готовится учебное пособие, в котором весь учебный материал разбивается
на блоки, кратные размерам страниц, Нужно, чтобы каждый учебный раздел
был достаточно полно описан в объеме одной страницы. Каждая страница снабжается
заголовком и подзаголовком, описывающим общее содержание страницы. Учебный
текст разбивается на абзацы по принципу “от общего - к частному”. В тексте
выделяются ключевые слова, основные понятия, термины и формулировки, цифровые
данные. По необходимости, текст иллюстрируется предельно лаконичными и
ясными схемами или рисунками. В идеале каждая страница должна представлять
собой своеобразную “карту знаний” с ясным, емким и законченным содержанием.
На основе подготовленных учебных материалов строится ранее описанный поэтапный
процесс игрового обучения.
Проводить занятия можно в обычных учебных
классах с учебными столами или партами, но для обеспечения психофизиологического
комфорта в помещении хорошо иметь специальные релаксационные кресла с высокими
спинками.
Внедрять игровые приемы в учебный процесс
лучше с игр “разогрева” (гл. 20), Перед началом учебного курса предварительная
подготовка необходимого психофизиологического состояния может быть обеспечена
проведением развивающих игр (гл. 3), коммуникативных игр (глава 6), игр
психической саморегуляции (гл. 9), тестовых игр (гл. 12), а затем созданием
условий для гармоничного развития личности (гл. 16).
Игры, изложенные в этой книге, могут найти
применение в различных учебных, оздоровительных и культурно-просветительских
заведениях. Одни из них пригодятся в школе, лицее, среднем или высшем учебном
заведении. Другие подойдут в санатории или профилактории. Третьи можно
использовать при организации вечеров в клубе, оздоровительном лагере, пансионате,
для организации внеклассной работы школьников и т.д. Данный сборник вводит
педагога-новатора в мир новых возможностей. Желаем вам успехов в освоении
игровых приемов интенсивного обучения!
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ: ИГРЫ - ОБУЧЕНИЕ!.. УВЛЕЧЕНИЕ!!.
РАЗВЛЕЧЕНИНЕ!!! (Стр. 1)
ГЛАВА 1. ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ (Стр. 8)
1.1. Самое главное; 1.2. Опорные сигналы;
1.3. По ролям; 1.4. Вопрос - ответ; 1.5. Викторина; 1.6. Пантомима; 1.7.
Конспект; 1.8. Ученый совет; 1.9. Существительные; 1.10. Найди ошибку;
1.11. Моментальное фото; 1.12. Лучший вопрос; 1.13. Пересказ по кругу;
1.14. Запрещенные вопросы; 1.15. Сказка; 1.16. Миниатюра; 1.17. Ответ -
слово; 1.18. Карточки; 1.19. Cказочное королевство; 1.20. Древо мудрости;
1.21. Почта; 1.22. Восстанови невидимое; 1.23. Суть; 1.24. Фехтование;
1.25. Заметки на полях; 1.26. Доклад; 1.27. Семерка; 1.28. Части текста;
1.29. Дотошный ученик; 1.30. Составь учебник; 1.31. Иностранный словарь;
1.32. Составь текст; 1.33. Образная память; 1.34. Эмоции; 1.35. Зрительная
память; 1.36. Двигательная память; 1.37. Жестикуляция; 1.38. В роли учителя;
1.39. В роли ученика; 1.40. Мнемоника; 1.41. Текст наизусть; 1.42. Ряд
мнемоники; 1.43. Сверхзапоминание; 1.44. Таблица шульте; 1.45. Скорость
чтения; 1.46. Ускоренное чтение; 1.47. Приемы скорочтения; 1.48. Мнемоника;
1.49. Обсуждение; 1.50. Работа с текстом;
Глава 2. ДЕЛОВОЙ ТРЕНИНГ (стр. 19)
2.1. Жизнь заново (подг.); 2.2. Жизнь
заново (игpа); 2.3. Автономия (подг. часть); 2.4. Автономия (игpов. часть);
2.5. Финансы (п.ч.); 2.6. Финансы (и.ч.) 2.7. Акционерное предприятие (п.
ч.); 2.8. Акционерное предприятие (и. ч.); 2.9. Как сделать бизнес? (п.
Ч.); 2.10. Как сделать бизнес? (и.ч.); 2.11. Деловые переговоры (п. ч.);
2.12. Деловые переговоры (и. ч.); 2.13. Сетевое планирование (п. Ч.); 2.14.
Сетевое планирование (и. ч.); 2.15. Демократия или диктатура? (п. ч.);
2.16. Демократия или диктатура? (и. ч.); 2.17. Прогноз (п. ч.); 2.18. Прогноз
(и.ч.); 2.19. Хобби (п.ч.); 2.20. Хобби (и.ч.); 2.21. Забастовка (п.ч.);
2.22. Забастовка (и.ч.); 2.23. Расследование (п. ч.); 2.24. Расследование
(и. ч.); 2.25. Экспедиция (п.ч.); 2.26. Экспедиция (и. ч.); 2.27. Будьте
здоровы! (п. ч.); 2.28. Будьте здоровы! (и. ч.); 2.29. Деловое совещание
(п. ч.); 2.30. Деловое совещание (и. ч.); 2.31. Генерация идей (п. ч.);
2.32. Генерация идей (и. ч.); 2.33. Рабочий план (п. ч.); 2.34. Рабочий
план (и. ч.); 2.35. Выборная кампания (п. ч.); 2.36. Выборная кампания
(и. Ч.); 2.37. Как стать богатым? (п. ч.); 2.38. Как стать богатым? (и.
ч.); 2.39. Конкурс на лучшую рекламу (п. ч.); 2.40. Конкурс на лучшую рекламу
(и. ч.); 2.41. Биржа труда (п. ч.); 2.42. Биржа труда (и. ч.); 2.43. Суд
(п. ч.); 2.44. Суд (и. ч.); 2.45. Премия (п. ч.); 2.46. Премия (и. ч.);
2.47. Чрезвычайная ситуация (п.ч.); 2.48. Чрезвычайная ситуация (и.ч.);
2.49. Как заработать миллион? (п.ч.); 2.50. Как заработать миллион? (и.ч.);
ГЛАВА 3. ИГРЫ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
(39)
3.1. Исходное положение; 3.2. Мячик; 3.3.
Переходы; 3.4. Кто летает?; 3.5. Танец; 3.6. Часы; 3.7. Хлопки; 3.8. Двойные
хлопки; 3.9. Песня; 3.10. Держи свою мелодию; 3.11. Пишущая машинка; 3.12.
Ручеек; 3.13. Тропинка; 3.14. Опаздывающее зеркало; 3.15. Игры индейцев;
3.16. Футболист; 3.17. Оживление картины; 3.18. Хор; 3.19. Память движений;
3.20. Брито-стрижено; 3.21. Пантомима; 3.22. Постановка жеста; 3.23. Запрещенные
движения; 3.24. Конспиратор; 3.25. Искатель; 3.26. Иноходец; 3.27. Штирлиц;
3.28. Телеграф пантомимой; 3.29. Гомеостат; 3.30. Закончи слово; 3.31.
Тактильный образ;; 3.32. Оригинальное знакомство; 3.33. Самый внимательный;
3.34. Представление; 3.35. Волшебная тройка; 3.36. Тактильный телеграф;
3.37. Калейдоскоп; 3.38. Нарисовать фигуру; 3.39. Животные; 3.40. Наблюдательность;
3.41. Путанка; 3.42. Детектив; 3.43. Считалка; 3.44. Передай апельсин;
3.45. Заколдованные; 3.46. Телевизор; 3.47. Карикатура; 2.3.48. Словесный
волейбол; 2.3.49. Вопросы-ответы; 3.50. Песни;
ГЛАВА 4.
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ (48)
4.1. На одну букву; 4.2. Кинолента; 4.3.
Соноскоп; 4.4. Соноскоп событий; 4.5. Пары слов; 4.6. Стыковка; 4.7. Бег
ассоциаций; 4.8. Лабиринт; 4.9. Рисуем лицо; 4.10. Последняя буква; 4.11.
Групповой рассказ; 4.12. Невидимые слова; 4.13. Испорченный телефон; 4.14.
Части тела; 4.15. Ассоциации с предметом; 4.16. Снежный ком; 4.17. Подарки;
4.18. Шоколадка; 4.19. Чувство ритма; 4.20. Коммутатор; 4.21. Цвета; 4.22.
Анаграммы; 4.23. Слова; 4.24. Игра художников; 4.25. Смешалости; 4.26.
Ассоциации; 4.27. Арифмометр; 4.28. Запоминание предметов; 4.29. Ласковые
слова; 4.30. Ладошки; 4.31. Электрический ток; 4.32. Закорючка; 4.33. Закорючка
в композиции; 4.34. Выбор; 4.35. Муха; 4.36. Рассказ наоборот; 4.37. Рассказ-картина;
4.38. Рассмешить партнера; 4.39. Камень, ножницы, бумага; 4.40. Согласование
- рассогласование; 4.41. Круги внимания; 4.42. Цвета эмоций; 4.43. Стихи;
4.44. Фраза по кругу; 4.45. Градусник; 4.46. Счет на скорость про себя;
4.47. Вопросы песней; 4.48. Ритмический счет; 4.49. Молчанка; 4.50. Лицо;
ГЛАВА 5. ИГРЫ НА ВОЗДУХЕ (57)
5.1. Мяч по кругу; 5.2. Гуси; 5.3. Прыжки
на корточках; 5.4. Соревнование раков; 5.5. Гигантские шаги; 5.6. Эстафета
с мячом; 5.7. Бег со связанными ногами; 5.8. Бег сороконожек; 5.9. Прыжки
боком; 5.10. Бег в мешке; 5.11. Бег в бумажной шапке; 5.12. Прыжки с сомкнутыми
ногами; 5.13. Бег задом наперед; 5.14. Бег на четвереньках; 5.15. Бег с
горящей свечой; 5.16. Бег с чашкой на голове; 5.17. Филин и пташки; 5.18.
Кот и мышка; 5.19. Ножки; 5.20. Пятнашка; 5.21. Штандер; 5.22. Шарик; 5.23.
Хождение по бумаге; 5.24. Жмурки; 5.25. Линия; 5.26. Мячик; 5.27. Лабиринт;
3.3.28. Бег спинами друг к другу; 5.29. Земля и воздух; 5.30. Бой петухов;
5.31. Казаки-разбойники; 5.32. Замкни круг; 5.33. Прыжки на одной ноге;
5.34. Салка и мяч; 5.35. Салки; 5.36. Прорыв цепи; 5.37. Упражнения с маленьким
мячом; 5.38. Вороны и воробьи; 5.39. Картошка; 5.40. Парный бег; 5.41.
Кто быстрее; 5.42. Угадай и догони; 5.43. Терминатор; 5.44. Бег по-лягушачьи;
5.45. Ловишки; 5.46. Пленники; 5.47. Батат; 5.48. Успей поймать; 5.49.
Колдун; 5.50. Большой мяч;
ГЛАВА 6. ИГРЫ ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ (65)
6.1. Приветствие; 6.2. Знакомство в группе;
6.3. Что мне в тебе нравится?; 6.4. Метафора; 6.5. Начало; 6.6. Слушатели;
6.7. Точка зрения; 6.8. Техника вежливого отказа; 6.9.польза от ошибок;
6.10. Репетиция поведения; 6.11. Переводчик; 6.12. Просьба; 6.13. Нахал;
6.14. Грабитель; 6.15. Шутка; 6.16. Пары; 6.17. Чувствование; 6.18. Выход
из контакта; 6.19. Самокритика; 6.20. За что мы любим; 6.21. Слепец и поводырь;
6.22. Восковая палочка; 6.23. Печатная машинка; 6.24. Прорыв; 6.25. Я -
идеал; 6.26. Сказка; 6.27. Выбор тактики; 6.28. Прием на работу; 6.29.
Собеседование при увольнении; 6.30. Конфликт; 6.31. Совещание; 6.32. Информация;
6.33. Убеждение; 6.34. Побуждение; 6.35. Вопросы; 6.36. Горячий стул; 6.37.
Взаимодействие с партнером; 6.38. Умение вести разговор; 6.39. Комиссионный
магазин; 6.40. Уличное знакомство; 6.41. Открытый конфликт; 6.42. Лесенка;
6.43. Пристройка снизу и пристройка сверху; 6.44. Подключить соседа; 6.45.
Передача эмоций; 6.46. Всеобщее внимание; 6.47. Неудобная ситуация; 6.48.
Угадывание по ассоциациям; 6.49. Инвентаризация; 6.50. Намек;
ГЛАВА 7. ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ (78)
7.1. Знакомство; 7.2. Встреча; 7.3. Здравствуй
и прощай!; 7.4. Разминка; 7.5. Просьба; 7.6. Приглашение; 7.7. Разговор
спинами друг к другу; 7.8. Диалог по кругу; 7.9. Я скажу...; 7.10. Поздравления
и пожелания; 7.11. Части предложения; 7.12. Различия; 7.13. Диалог по телефону;
7.14. Пирамидка; 7.15. Первая буква; 7.16. Лавина; 7.17. Я знаю пять названий...;
7.18. Съедобное - несъедобное; 7.19. Слова; 7.20. Части тела; 7.21. Пропусти
число; 7.22. Табло; 7.23. Посчитай и ответь; 7.24. Укрась слово; 7.25.
Опиши действие; 7.26. Сервировка стола; 7.27. Кто что делает; 7.28. Профессия;
7.29. Комментаторы; 7.30. Исправь ошибку; 7.31. Найди предмет; 7.32. Отгадай
число; 7.33. Вопросы и ответы по кругу; 7.34. Дополни предложение; 7.35.
Одежда; 7.36. Картина; 7.37. Художники; 7.38. Критики; 7.39. Школа; 7.40.
Как проехать, как пройти?; 7.41. Путешествие по городу; 7.42. Детектив;
7.43. Синонимы и антонимы; 7.44. Иносказание; 7.45. Подбери фразеологизм;
7.46. Фразеологизмы; 7.47. Аукцион; 7.49. Фотография; 7.50. Гардероб;
ГЛАВА 8. ИГРОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА И ПРАЗДНИКИ
(86)
8.1. Знакомство; 8.2. Новоселье; 8.3.
Открытие клуба; 8.4.открытие фирмы; 8.5. Свадьба; 8.6. Телемост: смех и
современность; 8.7. Ярмарка; 8.8. Съемки фильма; 8.9. Конференция; 8.10.
Школа танцев; 8.11. Карнавал; 8.12. Времена года; 8.13. Путешествие в страну
сказок; 8.14. Вечер интересных историй; 8.15. Открытие музея; 8.16. Закрытие
конгресса; 8.17. Квн; 8.18. Клуб симпатий; 8.19. Суд; 8.20. Новости; 8.21.
Мода; 8.22. Предвыборная кампания; 8.23. Мыльная опера; 8.24. Визит инопланетян;
8.25. Олимпиада; 8.26. Путешествие; 8.27. Сотворение мира; 8.28. Праздник
ивана купалы; 8.29. Святки; 8.30. Конкурс поваров; 8.31. Подарок; 8.32.
Как бросить курить; 8.33. Три спектакля; 8.34. Изобретательство; 8.35.
Масленица; 8.36. Угадай-ка; 8.37. Модель; 8.38. Три фильма; 8.39. Невероятная
история; 8.40. Детектив; 8.41. Царевна несмеяна; 8.42. Бал; 8.43. Розыгрыши;
8.44. Телеинформация; 8.45. Научно-популярная программа; 8.46. Дублирование
фильма; 8.47. Ожившие картины; 8.48. Стоп-кадр; 8.49. А ну-ка, зрители!;
8.50. Передача для детей;
ГЛАВА 9. ИГРЫ ПСИХОСАМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ
(105)
9.1. Интроскоп; 9.2. Замедленные движения;
9.3. Фокусировка; 9.4. Ассоциации; 9.9. Лесенка; 9.10. Задержка; 9.11.
Проводник; 9.12. Насос; 9.13. Гравитация; 9.14. Аэростат; 9.15. Зеркало;
9.16. Перевоплощение; 9.17. Фокусировка на натуре; 9.5. Кирпич; 9.6. Гамма;
9.7. Контраст; 9.8. Телепатия; 9.18. Внушение; 9.19. Контакт; 9.20. Счет;
9.21. Волшебная палочка; 9.22. Демонстратор; 9.23. Эксперт; 9.24. Термометр;
9.25. Термопара; 9.26. Весы; 9.27. Спринт; 9.28. Конденсатор; 9.29. Восхождение;
9.30. Пульс; 9.31. Релаксация; 9.32. Зажим; 9.33. Стоп; 9.34 . Частичный
выход; 9.35. Трансформатор; 9.36. Карусель; 9.37. Допрос; 9.38. Точки;
9.39. Смех; 9.40. Слезы; 9.41. Детектор мыслей; 9.42. Экстрасенс; 9.43.
Холодок; 9.44. Точечный массаж; 9.45. Бесконтактный массаж; 9.46. Силачи;
9.47. Маятник; 9.48.эйдетика; 9.49. Образы; 9.50. Память;
ГЛАВА 10. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
(118)
10.1. Цапля; 10.2. Обруч; 10.3. Скачки;
10.4. Парашютист; 10.5. Прогиб; 10.6. Ножницы; 10.7. Аист; 10.8. Пропеллер;
10.9. Уши; 10.10. Пчела; 10.11. Ласточка; 10.12. Наклон-шпагат; 10.13.
Шлепки; 10.14. Борьба; 10.15. Плавание; 10.16. Рукопожатие; 10.17. Уголок;
10.18. Лыжник; 10.19. Циферблат; 10.20. Танец змеи; 10.21. Поршень; 10.22.
Звезда; 10.23. Восьмерка; 10.24. Зайчик; 10.25. Велосипед; 10.26. Футбол;
10.27. Каратэ; 10.28. Тачка; 10.29. Диско; 10.30. Восточный танец; 10.31.
Зодиак; 10.32. Рок-н-ролл; 10.33. Перекаты; 10.34. Дирижер; 10.35. Углы;
10.36. Шаг; 10.37. Изгиб; 10.38. Ох!; 10.39. Ворона; 10.40. Кошка; 10.41.
Водокачка; 10.42. Спина; 10.43. Режим дня; 10.44. Сон; 10.45. Питьевой
режим; 10.46. Контрастный душ; 10.47. Очищение полости рта; 10.48. Очищение
носоглотки; 10.49. Очищение кишечника; 10.50. Голодание;
ГЛАВА 11. ИГРЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
(СУГГЕСТИВНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ) (128)
11.1. Сущность самосовершенствования;
11.2. Зарядка; 11.3. Закаливание; 11.4. Воля; 11.5. Образы; 11.6. Психорегуляция;
11.7. Набор энергии; 11.8. Тренировка рук; 11.9. Распределение энергии;
11.10. Взгляд; 11.11. Самовоздействие полем; 11.12. Чакры; 11.13. Гимнастика
гермеса; 11.14. Устойчивость нервной системы; 11.15. Концентрация; 11.16.
Активность; 11.17. Оздоровление; 11.18. Медитация; 11.19. Обаяние; 11.20.
Искусство общения; 11.21. Конкурс игр; 11.22. Следите за собой!; 11.23.
Руки; 11.24. Пальцы; 11.25. Ярость; 11.26. Энергопоток; 11.27. Когда душа
поет; 11.28. Здоровый быт; 11.29. Перевоплощение; 11.30. Защита; 11.31.
Экстрасенс; 11.32. Энергоподпитка; 11.33. Отдых; 11.34. Контрасты; 11.35.
Массаж; 11.36. Настрой на творчество; 11.37. Коллективный биорезонанс;
11.38. Заряженная вода; 11.39. Приливы и отливы; 11.40. Искусство перевоплощения;
11.41. Игра с предметом; 11.42. Кто задуман?; 11.43. Накопление энергии;
11.44. Биополе; 11.45. Аура; 11.46. Самоисцеление; 11.47. Карма; 11.48.
Сензитивы; 11.49. Интуиция; 11.50. Грани совершенства;
ГЛАВА 12. ИГРЫ - ТЕСТЫ (141)
12.1. Cаморегуляция; 12.2. Релаксация;
12.3. Путешествие; 12.4. Марафон; 12.5. Игрушки; 12.6. Затейник; 12.7.
Зеркало; 12.8. Граммофон; 12.9. Превращения; 12.10. Натюрморт; 12.11. Рифмоплет;
12.12. Байка; 12.13. Шарж; 12.14. Оригами; 12.15. Коммуникация; 12.16.
Символика; 12.17. Зодиак; 12.18. Цветоскоп; 12.19. Пиктограмма; 12.20.
Капитаны; 12.21. Интервью; 12.22. Раз-два-три; 12.23. Симпатии; 12.24.
Книголюб; 12.25. Типография; 12.26. Заклинание; 12.27. Ассоциация; 12.28.
Скорочтение; 12.29. Реферат; 12.30. Изобретатель; 12.31. Архимед; 12.32.
Фантазер; 12.33. Что такое; 12.34. Бином; 12.35. Веер; 12.36. Сценарий;
12.37. Буквоед; 12.38. Полиглот; 12.39. Словарь; 12.40. Шестеренки; 12.41.
Грамотей; 12.42. Конструктор; 12.43. Обороты; 12.44. Этикет; 12.45. Пословицы;
12.46. Сто друзей; 12.47. Знакомство; 12.48. Песня; 12.49. Датчик; 12.50.
Эксперт;
ГЛАВА 13. КЛЮЧИ К ИГРАМ-ТЕСТАМ (154)
Саморегуляция; Релаксация; Путешествие;
Марафон; Игрушки; Коммуникация; Зодиак; Книголюб; Типография; Заклинание;
Ассоциация; Скорочтение; Реферат; Изобретатель; Архимед; Фантазер; Что
такое; Буквоед; 1. Полиглот; 2. Словарь; 3. Шестеренки; 4. Грамотей; 5.
Конструктор; 6. Обороты; 7. Этикет; 8. Пословицы; 9. Сто друзей; 10. Знакомство;
11. Песня; Словарь; Грамотей; Конструктор; Обороты; Этикет; Пословицы;
Сто друзей; Датчик; эксперт;
ГЛАВА 14. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ (162)
14.1. Этикет; 14.2. Приветствие; 14.3.
Знакомство; 14.4. Откровение; 14.6. За столом; 14.7. Дипломатия; 14.8.
Симпатии; 14.9. Цветы; 14.10. Костюм; 14.11. На танцах; 14.12. В кафе;
14.13. В автомобиле; 14.14. В поезде; 14.15. В театре; 14.16 разговор по
телефону; 14.17. Письмо; 14.18. Будьте добры...; 14.19. Гости; 14.20. Сервировка
стола; 14.21. Фрукты на столе; 14.22. Напитки на столе; 14.23. Отказ; 14.24.
Галантность ; 14.25. День самоуправления; 14.26. Чайная церемония; 14.27.
Хит-парад; 14.28. Приветствие и знакомство; 14.29. Темы бесед; 14.30. Индивидуальный
стиль; 14.31. День рождения; 14.32. Как не ссориться?; 14.33. Внутренний
голос; 14.34. Воспоминание о будущем; 14.35. Кто есть кто; 14.36. Явно
или тайно; 14.37. Если бы я был президентом...; 14.38. На ошибках учатся;
14.39. Исповедь; 14.40. Джентльмены; 14.41. Меценат; 14.42. Подарки; 14.43.
Обман; 14.44. Выдержка; 14.45. Манеры поведения; 14.46. Террорист; 14.47.
Смех; 14.48. Просьба или требование?; 14.49. Графология; 14.50. Только
правда;
ГЛАВА 15. ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ ИГРЫ (178)
15.1. Контакт; 15.2. Иллюстративное объяснение.;
15.3. Дискуссия; 15.4. Релаксопедия; 15.6. Проблемное обучение; 15.7. Ролевая
игра; 15.8. Реферирование; 15.9. Соревнование знатоков; 15.10. Обобщение;
15.11. Нахождение сути; 15.12. Не в шутку, а всерьез; 15.13. Интенсив;
15.14. Эмоциональная модуляция; 15.15. Вживание в роль; 15.16. Незавершенность;
15.17. Соревнование на лучшую шпаргалку; 15.18. Детективы?; 15.19. Подсказка;
15.20. Психодрама; 15.21. Ложь или правда (раздаточный материал); 15.22.
Доверие-недоверие (раздаточный материал); 15.23. Верю-не верю; 15.24. Симпатия-антипатия
(раздаточный материал); 15.25. Симпатия -- антипатия (игровая часть); 15.26.
Уверенность- беспокойство (раздаточный материал); 15.27. Уверенность- беспокойство;
15.28. Приемы привлечения и удерживания внимания; 15.29. Как привлечь и
удержать внимание (игровая часть); 15.30. Риторика; 15.31. Эрудиты; 15.32.
Мозговой штурм; 15.33. Обучение с мячиком; 15.34. Ассоциативное обучение;
15.35. Факультатив; 15.36. Невербальное общение; 15.37. Маевтика; 15.38.
Лидер; 15.39. "мы" и "они"; 15.40. Считалочка; 15.42. Эффективность учения;
15.43. Карты знания; 15.44. Век живи, век учись; 15.45. Своим языком; 15.46.
Ритмопедия; 15.47. Параллельные тексты; 15.48. Суггестопедия; 15.49. Наблюдательность;
15.50. Фестиваль;
ГЛАВА 16. ИГРЫ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ (198)
16.1. Общий настрой; 16.2. Первые шаги
в "акмэ"; 16.3. Энергоподпитка; 16.4. Магнитные руки; 16.5. Что в руках?;
16.6. Художники; 16.7. Индукторы; 16.8. Сензитивы; 16.9. Круг; 16.10. Преодоление
барьера; 16.11. Медиум; 16.12. Биоэнергия; 16.13. Очищение; 16.14. Возрождение;
16.15. Клубы; 16.16. Творчество; 16.17. Индуцирование идей; 16.18. Без
комплексов; 16.19. Сеанс разговорного иностранного языка; 16.20. Система
во всем; 16.21. Урок скорочтения; 16.22. Рационализация; 16.23. Вводный
урок машинописи; 16.24. Стихоплеты; 16.25. Урок линейного рисунка; 16.26.
Маленькие хитрости; 16.27. Пятое измерение; 16.28. Жизненная энергия; 16.29.
Шестое чувство; 16.30. Хороший вкус; 16.31. Сеанс оздоровления; 16.32.
Противоречия; 16.33. Феноменальная память; 16.34. Готовность к саморегуляции;
16.35. Школа психорегуляции; 16.36. Сеанс медитации; 16.37. Игротехника;
16.38. Музыкальная медитация; 16.39. Самооборона; 16.40. Трудности; 16.41.
Урок рациональной работы с текстом; 16.42. Гармония; 16.43. Музыкально-художественный
клуб; 16.44. Деловой настрой; 16.45. Клуб деловых людей; 16.46. Совместимость;
16.47. Школа суперменов; 16.48. Необычное в обычном; 16.49. Прислушаемся
к себе; 16.50. Сверхвозможности;
ГЛАВА 17. ИГРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ОН
И ОНА (217)
17.1. Эмоциональная атмосфера; 17.2. Куда
уходит злость?; 17.3. Инь и ян; 17.4. С завязанными глазам; 17.5. Он и
она; 17.6. Голоса джунглей; 17.7. Все вместе; 17.8. Претензии; 17.9. Мне
нравится; 17.10. Если бы я был тобою; 17.11. Собака сверху и собака снизу;
17.12. Касание спинами; 17.13. Любопытные вопросы; 17.14. Ха! И ах!; 17.15.
В тесноте да не в обиде; 17.16. Рука к руке; 17.17. Диалог с участием арбитра;
17.18. Гармоничная пара; 17.19. Глаза в глаза; 17.20. Идеал; 17.21. Свеча;
17.22. Без помощи рук; 17.23. Прикосновение; 17.24. Сладкоречие; 17.25.
Обратная связь; 17.26. Жмурки с намерением; 17.27. На полпути друг к другу;
17.28. Интимный лексикон; 17.29. Как в зеркале; 17.30. Переправа;
ГЛАВА 18. ИГРЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕЗЕРВОВ ПОДСОЗНАНИЯ
(225)
18.1. Запечатлевание; 18.2. Ваш любимый
цвет; 18.3. Сны сеноев; 18.4. Правый и левый мозг; 18.5. Перегруженный
телефон; 18.6. Смешная тема; 18.7. Кляксы; 18.8. Кофейная гуща; 18.9. Непроизвольное
запоминание; 18.10. Психологический портрет; 18.11. Мое отражение; 18.12.
Переводчик; 18.13. Фантастика; 18.14. Наблюдательность; 18.15. Сверхзадача;
18.16. Ритмы; 18.17. Глазами марсианина; 18.18. Уступки; 18.19. Призвание;
18.20. Скрытые мотивы; 18.21. Либидо - мортидо; 18.22. Рукопожатие; 18.23.
Талисман; 18.24. Дианетика; 18.25. Повторяющиеся жесты; 18.26. Спонтанные
фантазии; 18.27. Звучание голоса; 18.28. Сны; 18.29. Походка; 18.30. Диалог;
ГЛАВА 19. ПУТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ И УСПЕХУ
(234)
19.1. Улыбка; 19.2. Вы в форме?; 19.3.
Сила воли; 19.4. Сила любви; 19.5. Сила мысли; 19.6. Очищение; 19.7. Концентрация;
19.8. Машина времени; 19.9. Сила ила желания; 19.13. Вера в успех; 19.14.
Самовнушение; 19.15. Силы внутри нас; 19.16. Силы вне нас; 19.17. Знания;
19.18. Воображение; 19.19. Деловые качества; 19.20. Решительность; 19.21.
Настойчивость; 19.22. Сила ума; 19.23. Сублимация; 19.24. Дебри подсознания;
19.25. Шестое чувство; 19.26. Риск; 19.27. Самоконтроль; 19.28. Биоэнергетика;
19.29. Премудрости жизни; 19.30. Высшие космические законы;
ГЛАВА 20. ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ИГРЕ (242)
20.1. Иными словами; 20.2. Движение на
раскрепощение; 20.3. Пересадка; 20.4. Импровизация; 20.5. Крики вволю;
20.6. Хоровод; 20.7. Перетяни-спина; 20.8. Бабочки и цветочки; 20.9. Технология
юмора; 20.10. Тосты по кругу; 20.11. Быстрая рифма; 20.12. Ответный жест;
20.13. Чтение с импровизацией; 20.14. Обдумывание; 20.15. Объяснялки; 20.16.
Девизы; 20.17. Инициатива; 20.18. Танцевальное па; 20.19. Метафоры; 20.20.
Тяни-толкай; 20.21. Конкурс весельчаков; 20.22. Самый-самый; 20.23. Хоровод;
20.24. Возьмемся за руки, друзья!; 20.25. Аплодисменты; 20.26. Корпоративный
символ; 20.27. Праздник; 20.28. Доверяющее падение; 20.29. О перегрузках;
20.30. Оператору аудио- и видео-техники;
ГЛАВА 21. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ (251)
21.1. Угадай мелодию; 21.2. Придумай название;
21.3. Музыкальная картинка; 21.4. А где мне взять такую песню? 21.5. Три
кита; 21.6. Надежды маленький оркестрик; 21.7. Про цыпленка, который любил
музыку; 21.8. Открывает рыба рот...; 21.9. Лесной телефон; 21.10. Определи
инструмент; 21.11. Как свистит ветер; 21.12. Артисты - медалисты; 21.13.
Зарядка винни пуха; 21.14. Музыкальный диалог; 21.15. Веселый лягушонок;
21.16. Солнышко и тучка; 21.17. Музыкальная семейка; 21.18. На уроке у
мальвины; 21.19. Определи темп; 21.20. Лесное приключение; 21.21. Музыкальные
фразы; 21.22. Маэстро; 21.23. Музыка сердца; 21.24. Музыкальный телеграф;
21.25. Как закончить музыку?; 21.26. Гадкий утенок; 21.27. Лесенка; 21.28.
Чудесна жидкость профессора шмидта; 21.29. Из чего состоит оркестр? 21.30.
Кто с песней по жизни шагает...
ГЛАВА 22. СВЕДЕНИЯ ПО ИГРОТЕХНИКЕ (258)
ГЛАВА 23. ТОНКИЕ МЫСЛИ (262)
ГЛАВА 24. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР
(264)
ПРИЛОЖЕНИЕ: ЗАЯВКА НА УСЛУГИ (272)
_________________________________________________________________________________
А теперь ПРИЛОЖЕНИЕ для тех, кто
интересуется совсем глобальными проблемами:
О ВЫСШЕМ СМЫСЛЕ ПРОГРЕССА
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Петрусинский В.В. - доктор педагогических наук,
академик Международной академии информатизации,
профессор Российской академии государственной службы
Представления человека
о его месте в системе мироздания на протяжении веков претерпевали изменения,
главным образом из-за зависимости человека от сил природы и постепенно
возрастающей возможности противостояния этим силам. При этом, на каких-то
этапах возможности человека недооценивались и тогда человек больше взывал
к сверхестественным силам. Сегодня они явно переоцениваются - человек
выступает в роли довольно варварского губителя природы. Какие же современные
представления о месте человека в мироздании? Каков смысл и перспективы
прогресса человеческой цивилизации?
Чтобы ответить на эти вопросы,
обратим внимание на некоторые общие принципы существования всего живого
на Земле. Основной из них: все живое себя воспроизводит, т.е. в программу
существования всего живого заложена возможность воспроизводства потомства.
По-видимому, такая программа не может появиться в результате эволюции -
ведь она может возникнуть только в результате некоторого внешнего фактора.
В процессе эволюции невозможно такое громадное количество случайных мутаций
за столь небольшое количество поколений. А учитывая многообразие видов
живого на Земле, а также того обстоятельства, что ежедневно на Земле исчезает
многие виды живых организмов, а взамен ничего не появляется, следует
вывод о том, что такая программа может быть заложена разово с помощью очень
разумного начала. Эволюция в лучшем случае помогает виду только приспособиться
к меняющимся природным условиям. О разумном начале говорит высокое
совершенство и единообразие устройства многих органов живых организмов,
например, конструкция мозга или глаз.
Если считать, что
программа воспроизводства живыми организмами себе подобных - правило,
а человеческое общество и человеческая цивилизация - такой же живой организм,
то цивилизация не может представлять исключение из правила - воспроизводить
себя на новом витке развития. Если процесс воссоздания всем живым своего
потомства неотвратим, также неотвратим процесс воссоздания развитой цивилизацией
своей дочерней цивилизации. Так же, как любая живая система, способна воспроизводить
потомство при достижении уровня зрелости, возможность воспроизводства
цивилизацией своей дочерней цивилизации может появиться к периоду расцвета
цивилизации - периоду «акме». Но для этого периода требуется пройти
солидный путь развития и совершенствования. По-видимому, человеческая цивилизация
в программе своего развития должна содержать этап, на котором информационно-энергетический
заряд, выработанный этой цивилизацией, достигает такого уровня, при котором
становится возможным воссоздание новой дочерней цивилизации.
Путь к этому этапу у нашей цивилизации уже вполне определился: уже существует
генная инженерия, кланирование, искусственный интеллект, искусственные
спутники Земли, уже созданы иногие искусственные материалы и пр.
Рост информационно-энергетического
потенциала нашей цивилизации вполне очевиден. Если объем информации, накопленный
человечеством, удваивается уже сейчас почти за год, далее этот процесс
станет совсем лавинообразным. А энергетический потенциал, например, ядерный,
к сожалению, пока измеряется людьми числом возможностей полностью уничтожить
все живое на Земле. Но когда-то человечество должно задуматься не только
о возможностях разрушения, а о создании нового пространства, пространственно-временных
структур, планетарных систем и соответственно цивилизаций с улучшенными
характеристиками. И когда человек в критический момент взывает к Творцу
или Создателю, он, видимо, не вполне осознает, что Творцом может
быть не божественная личность, а целая цивилизация, создавшая на гребне
своего развития «акме» нашу дочернюю цивилизацию. Это может быть даже творческий
коллектив типа КБ по созданию новых цивилизаций, использующий
все достижения своей Цивилизации.
Отсюда вытекает, что смысл жизни
человека на Земле - в его самосовершенствовании с целью создания гармоничного
общества, способного образовать такой информационно-энергетический заряд,
который позволил бы воссоздать новую цивилизацию, может быть в других пространственно-временных
структурах и других формах бытия.
Что касается формы
бытия, то человеку проще всего наблюдать бытие в физической форме
существования. Но кроме физической материи, каждое живое существо представляет
и более тонкие материи типа биополя, которые составляют неотъемлемое единство
с его физической материей. Человек может творить, как правило, при определенном
эмоционально-чувственном состоянии. И эта тонкая духовная субстанция, создающая
это состояние, и отличает человека от компьютера, умеющего осуществлять
также сложные логические операции, однако, не имея "души" в виде тонкой
материи, компьютер не обладает качествами личности. Последние научные
исследования говорят о том, что информация, записанная даже в генетическом
коде, имеет составляющую в виде тонкой материи на уровне поля. Такое же
биополе окружает живую материю, сопровождая всю мыслительную и эмоциональную
деятельность. Эту тонкую материю сферы мысли и чувств можно объективно
наблюдать, фотографировать в виде ауры и других проявлений поля. И особенно
эти проявления бывают ощутимы в момент эмоциональных реакций человека,
особенно у лидеров, людей с большим авторитетом, экстрасенсов и великих
мастеров искусства. Без такого биоэнергетического взаимодействия невозможно
развитие общества и становление каждой личности.
Прогресс биологически-мыслящей
системы, представителем которой является человек, возможен только при условии
гармоничного развития его основных жизненных сил. Если проанализировать
все науки о человеке и процессе его эволюции, то все многогранное выражение
личности человека можно свести всего к трем основным силам, определяющих
его сущность. Также, как белый цвет и все другие тона цветовой гаммы
можно составить дозировкой всего трех цветовых составляющих, так и все
многообразие характеристик личности можно выразить проявлением трех сил:
силы разума, силы духа и силы любви. Триединство этих сил в гармоничном
сочетании характеризует личность, творящую добро. При отсутствии гармонии
развития силы разума, силы духа и силы любви эта дисгармония воспринимается
нами как проявление зла. Несмотря на кажущийся парадокс, будто зло затрудняет
прогресс, любое развитие невозможно без внутренней борьбы противоположностей,
которые и представляют собой борьбу добра со злом. Победившее в борьбе
добро способствует прогрессу личности, общества и цивилизации в целом.
А учитывая, что зло заложено не в физической материи, а в более тонких
духовных структурах, его уничтожить принципиально невозможно, можно только
преодолеть. Есть, правда, серьезное опасение, что развитие цивилизации
пойдет по пути значительного преобладания сил зла. Когда такая цивилизации
достигнет своего наивысшего расцвета и будет готова к воссозданию своей
дочерней цивилизации, видимо, такая цивилизация не имеет право на существование
и будет уничтожена этими же силами зла. Следы погибших цивилизаций сохранились
даже на Земле. Поэтому, когда общество допускает безудержную гонку
вооружений, массовую аморальность, беззаконие и беспредел, есть большая
опасность, что цивилизация идет к своей гибели. С точки зрения высшей экологии
Вселенной, гибель несовершенной цивилизации даже оправдана - в живой природе
выживают наиболее совершенные виды. Направить усилия цивилизации на самосовершенствовании
его носителей - наиболее важная задача современного общества. И речь идет
не столько о физическом самосовершенствовании человека, сколько о духовном,
заложенном не в физической матери, а именно в тонкой материи сферы
мысли и чувств, отличающихся, по-видимому, от физической спектром
излучающих и поглощающих энергий.
Так детьми какой Цивилизации
являемся мы? Хотелось бы знать, кто является нашим Творцом? Надо только
учесть, что понять нам всю систему мироздания и принципы ее построения
весьма сложно, ибо, согласно законам кибернетики, нельзя описать систему
в терминах самой системы - для этого нужен язык метасистемы. Уровень идеологии
Цивилизации-творца нам пока недосягаем, только сама программа воспроизводства
живых организмов, в том числе Цивилизаций, по-видимому, является предметом
описания еще более высокой Сверхсистемы, и эта цепь бесконечна. И
если жизнь нашей цивилизации подразумевает наличие понятия "пространство"
и "время", то Сверхсистема должна существовать вне этих категорий. Ведь
процесс воссоздания цивилизаций может быть только бесконечным как
в сторону «до», так и в сторону «после», а также во всех измерениях. Такая
Сверхсистема из бесконечного количества звеньев и может быть создателем
программы существования и развития цивилизаций. В различной литературе,
от религиозных учений до последних научных воззрений, субстанция вне пространства
и вне времени ассоциируется с Высшим Разумом, Господом, Творцом, Абсолютом,
Богом - в зависимости от воображения и уровня осмысления человеком этих
понятий. Проявлений деятельности высших цивилизаций на Земле замечено
множество - это подтверждают факты, изложенные в уфологической литературе.
Интересно, что и в разные времена и на разных континентах наблюдаются одни
и те же явления. По-видимому, отношение высших цивилизаций к нашей цивилизации
напоминает аналогичное отношение человека к природе в заповедниках. Но
известны факты, когда делалась попытка активного сопоставления и взаимодействия
представителей разных цивилизаций. Похоже, пришествие Христа как Спасителя
нашей цивилизации и является попыткой активной корректировки представителем
исходной цивилизации, имеющего непосредственные гены Отца, процесса
развития нашей цивилизации. Фактически - это было практическое сопоставление
исходного и искусственно воссозданных генотипов разных
цивилизаций. Если в плане физических материй такое сопоставление
можно бы считать соизмеримым, то в плане тонких духовных возможностей
такое сопоставление для человека пока является явно проигрышным.
Пока идея самосовершенствования человека и на уровне личности и на
уровне социума не овладела полностью массами и развитие человечества все-таки
идет далеко не в полным соответствии с заповедями Спасителя. Тем не менее,
попытки понять и сформулировать словом духовные идеалы человечеством активно
предпринимаются.
По-видимому,
первоисточником и носителем программы развития нашей цивилизации является
та общая идея, сформулированная в форме Слова, понятного только мыслящим
системам, которая и была отправной точкой в построении мироздания.
Это Слово и есть высшая Религия, которая описывает всю систему
мироздания. По-видимому, частные интерпретации разных религий являются
плодом человеческого интеллекта и характеризуют уровень развития
конкретных индивидуумов и развития разных ветвей человечества. При определенном
уровне развития цивилизации, когда человечество сможет познать сегодня
еще непознанное, относящееся пока к категории «других измерений»,
религия станет всеобъемлющей и сможет доступно объяснить нам всю
систему мироздания. Тогда пропадет основа существующего разногласия разных
религиозных направлений. Ведь человеческое слово - это только интерпретация
системы мироздания на уровне менталитета конкретных представителей нашей
цивилизации.
Словом сегодня могут
быть выражены и общие законы мироздания и законы человеческого
социума. Путь к прогрессу цивилизации и достижения ею состояния высшего
развития "акме" укладывается в форму выполнения цивилизацией универсальных
законов Космоса, без которых невозможен прогресс цивилизаций. Только
следуя универсальным законам Космоса наша цивилизация может двигаться
к совершенству. Познать и выполнять законы мироздания - насущная
задача нашей цивилизации. Такие общие законы, по-видимому, должны
быть проводником единства нашего интеллектуального множества, помогать
нам видеть взаимозависимость, взаимопроникаемость и пересекаемость
всего в жизни, осмыслить единообразие высшего и низшего, понять необходимость
безусловного соподчинения множества Единому, осмыслить необходимость
сохранения достигнутого при дальнейшем развитии и совершенствования
при объединении, а также призывают каждому оставить свой духовный
след в жизни. Только познание и выполнения законов, по которым
осуществляется процесс воссоздания цивилизаций, может быть предпосылкой
прогресса нашей цивилизации и достижение ею вершин расцвета и совершенства
"акме". Конечно, эти законы потребуют еще более подробной интерпретации
и динамичного осмысления, пока станут нормой жизни нашей цивилизации.
Любое совершенствование
подразумевает биоэнергетическое взаимодействие и совместную деятельность.
Но совместная сотворческая деятельность может быть не только в реальной
жизни, она может быть реализована на модели - в форме игрового тренинга.
Ведь неспроста молодое живое существо инстинктивно пытается познать жизнь,
используя различные игровые формы. Нами создана специальная система игрового
психотренинга, которая позволяет на модели, без явных жертв на уровне физической
материи, совершенствовать каждому человеку в себе триединство основных
жизненных сил. В частности, на модели игры, обращаясь к своему "Я"
разных уровней осознавания и развития, задавая в процессе общения различные
формы искушений и ситуации борьбы добра со злом, отрабатывается характер
личностной реакции на преодоление этих искушений и приемы совершенствования
в себе триединства основных жизненных сил.
В заключение хотелось
бы отметить, что гармоничное развитие личности в процессе образования,
интегрирующего разные виды и этапы обучения, имеет самое решающее значение
не только для прогресса человеческого общества, но и вообще для выживания
всей нашей цивилизации. Ведь по условию выживет только наиболее совершенная
система. А совершенной может сделать ее только система образования
в триединстве процессов обучения, развития и воспитания каждой личности
и общества в целом. Поэтому значимость системы образования трудно переоценить:
на систему образования возлагается громадная ответственность по формированию
духовной составляющей личности каждого члена общества и формирование духовных
устоев всего человеческого общества, а следовательно и перспективам
выживания и будущей жизнеспособности всей нашей цивилизации.
Литература:
Л.Я.Вейнгерова, Д.Д.Гурьев. Записи диалогов
с космическим разумом. -Нижний Новгород.: 1990 г.
Игры - обучение, тренинг, досуг. В семи книгах.
Под ред. В.В.Петрусинского -М.: Новая школа,1994 г.