Мой путь к информационным технологиям

 

   Может, это даже чем-то интересная история для тех, кто решает связать свою судьбу с информационными технологиями и собирается поступать в учебное заведение,  раньше называемое Московским электротехническим институтом связи (МЭИС), а теперь Московский технический университет связи и информатики  (МТУСИ).

   Вспоминаю пятидесятые годы – это мои школьные годы, когда у меня и моих сверстников уже стали определяться  будущие интересы. При всей нашей тогда бедности, в те времена каждый школьник (по крайней мере в Москве) мог выбрать себе любой кружок по интересам в Доме Пионеров, школе или разных других клубах. Многие мои одноклассники этим очень пользовались и пробовали себя в самых разных видах деятельности.

   У меня с детства было явное неравнодушие к технике, а также к фантастике и всему невероятному. Возможно это невероятное сочетание и положило основу моим устремлениям к радио- и кино-любительству. Еще будучи школьником, я собрал из деталей телевизор, сделал своими руками школьный радиоузел и УКВ радиостанцию. Заканчивал школу с полностью осознанным  желанием продолжить эту деятельность уже профессионально. В рекламе МЭИСа меня привлекла фраза:  «инженер широкого профиля».  Было ясно, что рамки должны быть очень безразмерные, поскольку прогресс в этом деле неминуем… 

   Единственный вступительный экзамен по физике был для тогдашних медалистов. Помнится, главным учебным пособием к нему у меня была книга Перельмана «Занимательная физика». Это уже тогда проявилась страсть не только к очевидному, но  и  невероятному.   Но  ничего невероятного не произошло – экзаменатору было все очевидно с таким занимательным абитуриентом.

   И вот - я уже студент первого курса Московского электротехнического института связи. Начались будни студенческой жизни. Не скажу, что это был сплошной праздник. Сравнивая себя с другими, могу сказать, что  моя предварительная профессионализация создала мне множество проблем, когда предметы разделились для меня на «интересные» и «неинтересные» - другими же сокурсниками почти все одинаково воспринималось «как должное» и одинаково неведомое. По «неинтересным» предметам усилия бывшего медалиста иногда упирались в предельные возможности, которые оказывались за его пределами. Как потом я понял, это обстоятельство тоже заложило свой фундамент в мою дальнейшую деятельность.  Так в трудах вгрызания в гранит науки прошел первый год.  Только отдушиной для меня осталась родная школа  35 г. Москвы, где я продолжал вести радиокружок, кружок киномехаников, организовывал туристический лагерь.

   Очень не сразу я связал  тягу к экзотике и романтике со своим новым местом учебы. А первым поводом для этого стала поездка нашего учебного курса на целину.  По определению, дело это тогда было добровольное и конечно первыми откликнулись на него именно романтики. Ими оказались почти все студенты нашей учебной  группы. Там моя страсть к туристической романтике оказалась  очень уместной и даже востребованной.

Да и тяга к технике нашла себя довольно быстро – восстановили вместе  с другим студентом старый разломанный  самоходный комбайн, а затем впервые в истории МЭИСа стали комбайнерами. Ах, эта романтика целины! Ах, эти ночи в свежескошенной пшенице!  Ах, этот чертов мотор, который глох сначала каждые десять минут, потом каждый час, потом уже раз в день,  и наконец работал несколько суток, пока кто-то из местных  не украл у нас аккумулятор… Отвлекусь от романтики,  сделав реверанс «неинтересным»  предметам, которые оказались весьма актуальными на целине. Начать с того, что на все недостающие детали комбайна пришлось делать чертежи, а частично детали даже изготавливать самим вручную. Вряд ли современные автомобилисты знают, что поршень двигателя можно изготовить литьем в полевых условиях! Только на самом деле – в этом  и есть самая настоящая романтика!  И люди в таких экстремальных ситуациях познаются «как в разведке». Разглядел свою подругу по группе и нашел свое счастье именно на целине – это на всю жизнь. У нас  с женой  Галей так и получилось.

   После боевого крещения  на целине весь наш целинный поток в МЭИСе приняли как победителей. Мои заслуги оценили, выбрав меня в Комитет комсомола, который тогда был даже на правах Райкома. Мне доверили руководство Студенческим научным обществом, а потом Студенческим конструкторским бюро (СКБ) – совсем новым и непонятным тогда образованием. Это было очень ранним прототипом хозрасчетного  предприятия среднего бизнеса типа кооператива, в котором работали студенты и получали зарплату. Тематику  работы  этого СКБ мы выбирали сами, находя заказчиков на научные исследования и опытно-конструкторские разработки.  Проблем с заказчиками не было, поскольку студенты, еще не избалованные  высокими зарплатами и должностными предрассудками, выполняли работы часто  и дешевле и быстрее, чем солидные организации.  А вот по части экзотики тем мы  уж точно превосходили многие НИИ. Имели возможность выбирать самые интересные  для студенческой фантазии темы и их заказчиков. Среди заказчиков были и институты Академии Наук, и предприятия связи, а также  самые разные производственные предприятия.

  Организована работа в СКБ была на весьма демократических началах, фактически радиолюбительство студента плавно переходило на уровень профессиональной научно-исследовательской деятельности практического инженера, хотя формально пока не имеющего диплома. 

   Мне часто вспоминаются эти золотые времена:  студенческие научные конференции, шумные диспуты, туристические походы, турлагерь и киностудия, но уже от МЭИСа  Нескончаемая романтика, всегда неповторимая и притягательная!  А ведь идея сотовой связи  была разработана именно в СКБ МЭИС! Тогда, правда трудно было предположить, что сотовый телефон сможет когда-то уместиться в кармане –  оконечные устройства связи разрабатывались тогда   для размещения в автомашинах такси  Москвы.  Первопроходцами этих разработок  были    Ю.В.Парамонов, М.М.Биндер, В.К.Мельник.

   Поиски  экзотической тематики  свели нас  со многими интересными исследовательскими коллективами. В одном из них энтузиасты исследований загадок передачи информации в природе   Д.Г Мирза и И.А. Зайденман определили мои дальнейшие устремления. Речь шла о выявлении слабых биореакций живых организмов в процессе информационного взаимодействия в природе. Неспроста участниками этого исследования,  связанного  с  неразгаданными  тайнами биотелесвязи, оказались выпускники МЭИСа.   Широкий кругозор и быстрая адаптация в новой области – отличительная черта наших выпускников. Мне,  как участнику этой работы, пришлось освоить специальность электрофизиолога и защитить кандидатскую диссертацию по биологическим  наукам.

   Побочным выходом  предыдущего исследования оказался разработанный нами  автоматизированный метод интенсивного обучения на основе активизации резервных возможностей личности. Метод позволил  значительно повысить эффективность обучения разным дисциплинам, в частности,  курс обучения  иностранному языку длится всего  12-15 дней. Метод запатентован в 11 странах мира. Очень символично, что документальный фильм о нашем курсе обучения впервые был показан в МЭИСе, а потом по телевидению в программе «Очевидное-невероятное».  По разработанной автоматизированной системе интенсивного обучения мною была защищена докторская диссертация.

   Учитывая сегодняшнюю глобальную информатизацию, МТУСИ сегодня оказывается в ряду наиболее востребованных учебных заведений в стране, а его выпускники в числе наиболее востребованных специалистов.  Ощущаю гордость за то, что я, выпускник МЭИС, сегодня имею  звание профессора, академика Международной академии информатизации, лауреата премии Президента России в области образования.  А основной  преподаваемой мною учебной дисциплиной  является  курс «Современные информационные технологии в науке и образовании». И начинал преподавать этот курс я на кафедре акмеологии (науки о высших возможностях человека) в Российской академии государственной службы при Президенте РФ.  Реально в этом курсе воплотились все мои профессиональные интересы и хобби, сочетающие в себе и  науку, и искусство и весь мой практический жизненный опыт. Все, что было ранее разработано, нашло свое  воплощение в мультимедиа дисках, Интернет-курсах, собственных медиафильмах,  изданных книгах и продолжающихся исследованиях на стыке разных наук. Все это воплотилось в технологию дистанционного интенсивного обучения. Замечу,  дистанционно обучать  информационным технологиям и другим дисциплинам я могу теперь в любой точке мира, при этом даже не выходя из дома - компьютерная техника позволяет мне управлять на расстоянии всем учебным процессом! И если в школьные времена пределом технических возможностей был для меня школьный радиоузел и УКВ радиостанция, то сегодня оказалось вполне реальным иметь собственный учебный канал интерактивного Интернет-телевидения - интенсивное обучение ведется в игровых формах на основе самых современных информационно-коммуникационных и психолого-педагогических технологий!

   

          Петрусинский Вячеслав Вячеславович  -  выпускник МЭИС  1960 года.

Мои медиафильмы 

Резюме

Мой мир

Мой круг

Мой сайт

Школьные воспоминания

Военные воспоминания

История нашей команды интенсивного обучения

Книги и публикации в Интернете

Hosted by uCoz