Экспериментальные методики активизации творчества

(из книги В.В.Петрусинского  Автоматизированные системы интенсивного обучения. осква. Высшая школа 1987

Проблема активизации творческой деятельности при использовании автоматизированных систем является, пожалуй, наиболее сложной. Поставлена задача не просто усвоить информацию, а изменить способы мыслительной деятельности. Необходимо не столько усвоить информацию, сколько создавать новую. Таким образом, требуется создать такие психофизиологические условия, в которых человек мог бы "генерировать" новую информацию в определенном аспекте. Механизм творчества менее всего поддается формализации, а тем более автоматизации. В литера-туре описан ряд методик, позволяющих создать определенные психологические условия, благоприятные для творчества [см. 185, 95, 68, 53, 16,198,213].

Основные методики активизации творчества:

1. "Мозговой штурм". 2. "Синектика". 3. Учет всех "за" и "против", 4. Индуцирование     психоинтеллектуальной   деятельности    (ИПИД). 5. Алгоритм изобретения.

Проблема активизации творческой деятельности в этих методиках рассматривается с различных позиций.

Принципиально активизация творчества может быть рассмотрена в трех аспектах: научное творчество; прикладное творчество (рационализация, изобретательство, конструирование); художественное творчество. Рассмотрим  некоторые  подходы к алгоритмизации творчества и возможности   построения  автоматизированных  программ  управления первыми двумя процессами.

Основные правила "мозгового штурма" А. Осборна [см. 233] несложны:

В группу "генераторов" идей должны входить люди разных специальностей. "Генерирование" идей ведут, свободно высказывая любые идеи, в том числе явно ошибочные, шутливые, фантастические. Время строго регламентировано на каждое высказывание. Идеи высказываются без доказательств. Все идеи записываются.

При "генерировании" идей запрещена всякая критика (не только словесная, но и молчаливая - в виде скептических улыбок и т.п.). В ходе штурма между его участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Желательно, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другими.

При экспертизе следует внимательно продумывать все идеи, даже те, которые кажутся явно ошибочными и несерьезными.

Инструкции по организации такого рода коллективной деятельности могут быть представлены в виде текста сценария с пошаговой формой воспроизведения фонограммы. Паузы для исполнения инструк-ций могут задаваться самими участниками штурма.

"Синектика" У. Гордона [см. 232] имеет ряд усовершенствований по сравнению с мозговым штурмом. Введена новая операция — рассмотрение и переработка условий задачи. В методике используется метафорическое мышление со следующими этапами работы:

1.  Рассмотрение, переработка условий и введение усовершенствования в решение поставленной задачи. Проблема, как она сформулирована, превращается в "проблему, как она понята".

2.Генерация и сочетание идей. На этом этапе строятся различные аналогии:

а)           прямая  — рассматриваемый объект сравнивается  с более или менее похожим объектом из другой отрасли техники или с объектом из живой природы. Например, обсуждая процесс усовершенствования краски, рассматривают, как окрашиваются минералы, цветы, бумага, изображение на экране телевизора, и т.д.;

б)           личная — ее называют также эмпатией: решающий задачу "вживается"  в   образ совершенствуемого  объекта, пытаясь выяснить приэтом его чувства, ощущения;

в) символическая — обобщенная абстрактная аналогия. Например, для шлифовального круга это "точная шероховатость";

г)  фантастическая      используются  фантастические  средства  или существа,   выполняющие   условие   задачи   (шапка-невидимка,  сапоги-скороходы,   ковер-самолет  и  т.д.).   Ход  синектического    заседания обязательно записывается, а затем тщательно изучается с целью совершенствования тактики решения.

В синектике может использоваться стабильный рабочий коллектив. Большая роль принадлежит руководителю, выполняющему фактически миссию режиссера.

Дж. Конант предложил методику генерации идей, названную им "учет всех за и против" [см. 231]. В этой методике разрешается зашита высказанных идей и их критика. Роли участников игры распределяются таким образом, что часть из них выступает в роли "генераторов идей"; кто-то исполняет роль "защитников" идеи, а кто-то критика — "адвоката дьявола".

В.В. Чавчанидэе [см. 213], О.И. Галицкая, А.В.Корнеева, И.Ш. Цумбуридзе [см. 52] предложили методику активизации творчества, названную индуцирование психоинтеллектуальной деятельности (ИПИД).

ИПИД базируется на кибернетической гипотезе квантово-волновой природы процессов индуцирования психоинтеллектуальной деятельности и заключается в том, что члены группы в соответствии с закрепленными за ними ролевыми функциями, основывая свою ролевую деятельность на специально подготовленной программе в опроснике, стараются активизировать одного из участников заседания (испытуемого). При этом роли остальных участников игры предлагаются следующими: "ведущий", "оппонент", "напоминатель", "решатель", "координатор", "фиксатор", "указатель", "сравнитель", "в опроситель", а также различные эксперты (по логике, полноте суждений, неожиданностям, рационалист, системотехник-организатор и т.д.).

В ИПИД разработано несколько схем (программ) для решения разных типов творческих задач (изобретений, планирования научных исследований и т.д.). Количество операций в них около 40, все операции пронумерованы, сформулированы, переходы между ними определены.

Наличие психо эвристической программы создает ряд следующих предпосылок активизации творчества:

1.С е мантические —для наведения "испытуемого" на решение задачи путем фиксации его внимания в процессе психоинтеллектуальной генерации на таких подходах и аспектах, которые он до сих пор не учитывал. Здесь снимаются привычные ограничения.

2.   Синтаксические — для глобального наведения "испытуе-мого" на цель с ясным представлением полноты и разнообразия путей, ведущих к цели и выбора среди них оптимального.

3.   Прагматические - для результативности процесса поиска и получения содержательного реального результата в специальной области.

Г.С. Альтшуллер [см. 16] на основе анализа процесса творчества выделил алгоритм изобретений в виде этапов такого творчества: выбор задачи; выбор поисковой концепции; сбор информации; поиск идеи решения; развитие идеи в конструкцию; внедрение.

Каждый из приведенных этапов может быть рассмотрен на любом из пяти уровней;

использована готовая задача; выбрана одна из нескольких задач; изменена исходная задача; найдена новая задача; найдена новая проблема.

В зависимости от этапа и уровня соответствующим образом организуется творческая деятельность (тактика) изобретателя.                                

Тактику дает предлагаемая им система - алгоритм решения изобретательных задач (АРИЗ). Алгоритм изобретения понимается им как программа планомерно направленных действий. Эти действия формализуются в виде наводящих вопросов на разных стадиях творческого

процесса.

Выбор задачи. Инструкциями задается определить конечную цель -решение задачи (какую характеристику объекта надо изменить, какую заведомо нельзя менять, экономическая цель и допустимые затраты). Проверяется обходной путь. Сравниваются первоначальная и обходная задачи с тенденциями развития отрасли. Определяются количественные показатели с поправкой на время и конкретные условия.

Уточнение условий задачи. Задача уточняется, используется соответствующая литература. Мысленно анализируются некоторые показатели объекта со значениями (от нуля до бесконечности), например раз-меры, время, стоимость. Задача представляется в виде популярного изложения в краткой форме. Выбирается элемент, который наиболее поддается переделке.

Аналитическая стадия. Здесь составляется формулировка идеального конечного результата и определяются условия, при каких это можно реализовать. Формулируется способ, который может быть реально осуществлен.

Предварительная оценка найденной идеи. Анализируется, что улучшается и что ухудшается в предлагаемом устройстве. Если выигрыш больше — переходят к следующей стадии, если меньше — анализ повторяется.

Оперативная стадия. По специальной таблице технических противоречий выбирается в вертикальной колонке показатель, который необходимо улучшить, в горизонтальной колонке — показатель, который ухудшится в результате применения первого показателя, что недопустимо. На пересечении двух клеток в таблице можно найти рекомендации по разрешению противоречия. Кроме того, рассматриваются различные случаи разрешения подобных противоречий, например, в природе.

Синтетическая стадия. Определяется, как должна быть изменена надсистема, в которую входит измененная система. Проверяется, может ли измененная система использоваться по-новому. Делается попытка использовать найденную техническую идею при решении других технических задач.

Приведенные выше методики активизации творческой деятельности представляют значительный интерес как для организации проблемно-исследовательской формы обучения, так и для активизации творчества специалиста.

Указанные методики берутся за основу для составления сценария дикторского текста и визуального ряда курса "генерации идей". Программа может содержать пассивные, активные и интерактивные компоненты с пошаговой формой организации учебного процесса. Рассмотрим практическую реализацию методики генерации идей, применяемую для активизации творческой деятельности изобретателя и рационализатора.

Тестирование. Цель данного этапа —сформировать группы участников, для которых система предъявляемых сигналов, стимулирующих творческую деятельность, была бы адекватной. Каждая группа представляет собой психологически совместимый коллектив специалистов. При тестировании определяется общая суггестивность контингента (способность к психической саморегуляции состояния), скорость реакции на звуковые и зрительные стимулы, а также другие психофизиологические характеристики. Кроме того, обучаемым предлагается отбороч-тый сеанс, позволяющий оценить творческие способности предполагаемого контингента изобретателей. С этой целью обучаемым предлагается решить несколько творческих задач В коллективе испытуемых. Например, придумать несколько вариантов нетривиального применения таких предметов, как перегоревшая лампочка накаливания, кусок губки и т.д. Предлагается найти способ хранения универсального растворителя. При тестировании учитывается количество решений, их оригинальность, затраченное время.

В тестовом сеансе определяется коллектив, в котором возможна продук-тивная изобретательская и рационализаторская деятельность. При формирований групп генерации идей необходимо ввести в коллектив одного-двух специалистов, имеющих опыт по составлению заявок на изобретение. По результатам отборочного тестирования составляется матрица и определяется коэффициент корреляции значений данной матрицы и эталонной "идеального генератора идей". В группу испытуемых включаются лица, имеющие наибольший коэффициент корреляции с показателем эталонного обучаемого.

Информационная стимуляция. Цель информационной стимуляции — повысить общий уровень творческой активности, компетентность в проблеме, усилить способность обучаемых к концентрации и переключению внимания, понизить общий порог опознавания, увеличить скорость мыслительных процессов, стимулировать неосознаваемую психическую активность. Широко используется киностимуляция, в которой семантическую функцию выполняет словарь русского языка объемом 120 000 слов или политехнический словарь объемом 80000 слов. При предъявлении зрительных сигналов кино стимуляции в качестве звукового ряда используется сеанс информационной суггестивной стимуляции и освоения правил мнемоники (СК-3). Показателем эффективности этапа информационной стимуляции в курсе генерации идей является способность обучаемого вырабатывать ассоциативные связи в дозированный интервал времени на предъявляемые в виде сигналов кино-стимуляции зрительные образы.

Этап "созревания". Цель данного этапа — "вывести" на сознательный уровень информацию, заложенную "подсознательно" при информационной стимуляции. На этом этапе увеличивается роль сознания для рассмотрения и формулировки основных проблем, подлежащих рационализации. Методом скорочтения обучаемым предлагается просмотреть формулы изобретений по вопросу специализации каждого обучаемого. Например, специалистам по обучающим устройствам и техническим средствам обучения предлагается просмотреть патентную литературу по классам G 09 в 02-07. При наличии способностей к ассоциациям, стимулированным на первом этапе обучения, просмотр патентной литературы вызывает новые ассоциации. Одновременно осуществляется патентный поиск, т.е. готовится материал для нахождения аналогов и прототипов будущим изобретателям.

Поскольку на этапе "созревание" неосознаваемая психическая активность имеет существенное значение в деятельности обучаемого, в состав семантических сигналов этапа узнавания входят упражнения, позволяющие реализовать возмож­ности неосознаваемой психической активности обучаемого. К числу таких упраж­нений относится ввод обучаемых в особое суггестивное состояние, при котором дается суггестивная установка видеть и слышать различные зрительные и звуковые образы, не существующие реально. Например, после соответствующего фрагмента релаксации обучаемый получает установку увидеть на чистом листе бумаги рису­нок, чертеж, набор зрительных образов.

Обучаемому предлагается обвести карандашом данные зрительные образы для последующей расшифровки их на заключительных этапах обучения.

В другом упражнении этапа "узнавания" обучаемому предлагается в дозированный интервал времени максимально быстро написать как можно больше слов, понятий, терминов — все, что приходит в голову после этапа информационной стимуляции. На заключительных этапах обучения обучаемому предлагается с этими словами выполнять различные манипуляции, в том числе находить ассоциативные связи, составлять из этих слов фразы и т.д.

Следующее упражнение этапа узнавания - нахождение ассоциаций в шумовых зрительных и звуковых образах, предъявляемых обучаемому. Например, на экране воспроизводится абстрактная картинка, структурированный фон и т.д. Обучаемому предлагается найти в этом зрительном образе нечто, напоминающее ему проблему. Аналогичное задание дается при предъявлении шумового звукового сигнала — услышать в этом сигнале звуки или речевые сигналы, напоминающие ему о путях решения проблемы. Аналогичные упражнения позволяют вывести из бессознательной сферы обучаемого информацию, которая может служить ассоциативными стимулами для дальнейшей генерации идей. Аналогичным использова-нием бессознательной сферы на первом этапе стимуляции является инструкция обучаемому выделять из потока зрительных сигналов текста кино стимуляции слова, которые он может выделить из словарного массива. Эти слова на дальнейших этапах обучения будут использованы дня выработки ассоциаций.

Этап творческого поиска. Основная задача этого этапа - вьщолнение различ-ных логических операций с информацией, полученной на предыдущем этапе обуче-ния в порядке стимуляции неосознаваемой психической активности. На этом этапе обучаемому предлагается найти логические связи между различными образами, от-дельными словами, терминами, полученными в результате выполнения инструкций предыдущего этапа обучения. Так, например, в одном из упражнений обучаемому предлагается найти решение поставленной проблемы, используя только те поня-тия, которые в виде отдельных слов были выделены обучаемым в сеансе кино-стимуляции. В другом упражнении обучаемому предлагается рассмотреть свою проблему с различных позиций. Например, решение данной проблемы при неогра-ниченном финансировании и при полном отсутствии финансирования. Предлагается объяснить свою проблему на столь популярном уровне, чтобы это было понятно даже ребенку.

В одном из сеансов обучаемым предлагается диалог со своим внутренним "я". Диалог, записанный по двум каналам, представляет собой совокупность вопросов, исходящих как бы от личности обучаемого, которому оппонирует его внутреннее "я". Вопросы имеют общеструктурный характер, т.е. в них рассматривается вся структура деятельности специалиста по решению проблемы. Особо выделяются негативные и положительные стороны проблемы. Моделируется ситуа-ция решения проблемы в различных случаях, в том числе сопоставляется решение проблемы "у смежников", "конкурентов", дается обращение к аналогам и прототипам. В результате такого "диалога" с внутренним "я" у многих обучаемых проясняется система постановки и решения своих вопросов. Появляются первые предложения по решению проблемы. При выполнении упражнений первых этапов обучаемому разрешается развивать предложения своих коллеги собственные предложения только в позитивном плане, т.е. без критики. Основная инструкция этапа репродукции дает суггестивную установку на опознавание новых ассоциаций между понятиями рассматриваемой дисциплины. Предлагается большое количество самых фантастических решений. Показателем уровня воспроизведения являет-ся наличие большого количества (несколько сотен) способов решения проблем. При этом не оговариваются степень фантастичности данных предложений и возможность их реализации. Важно, чтобы данные предложения принципиально не представляли полного абсурда и могли бы служить поводом для включения данного элемента в общую систему решения проблемы. Многие приемы, используемые на данном этапе стимуляции творческой деятельности, взяты из методики инду-цирования психоинтеллектуальной деятельности, алгоритма изобретения, мозгового штурма и учета всех ''за" и "против". В одном из сеансов этапа воспроизведения в качестве зрительного ряда используются таблицы алгоритма, изобретенные Альтшуллером. В диафильме представлена матрица понятий, позволяющая увеличить количество предлагаемых решений проблемы.

Этап "развития идеи". На этом этапе проводится "конференция идей" — отбор и совершенствование предложений, выдвинутых на предыдущем этапе. Из общего потока предложений и ассоциаций выбираются только те, которые можно практически реализовать и которые имеют существенную новизну, представляют определенную пользу и являются оригинальными. Конференция идей осуществляется в условиях групповой деятельности обучаемых. Запрещена негативная критика, однако при совместной работе всего коллектива обучаемых разрешается развивать предложения каждого обучаемого и формулировать на их основе рацпредложения или изобретения. На этом этапе анализируют также аналоги и прото­типы для выяснения новизны и существенных отличий предлагаемых решений от известных. В процессе генерации идей обучаемые рассматривают записи по заданиям разных этапов обучения в тетрадях и по очереди обсуждают предложения каждого из участников конференции.

Управляющие суггестивные формулы и инструкции воспроизводят с магнитофона, подаются в виде слайдов. Основная часть времени уходит на общение обучаемых между собой. Результатом достижения цели этого этапа является пере-чень предложений, которые на заключительном этапе обучения могут быть сформулированы в виде рацпредложений или изобретений.

Заключительный этап оформления идей. На этом этапе окончательно формулируются рацпредложения и изобретения и соответствующим образом оформляются. Перед этим этапом обучаемые изучают курс патентоведения, в котором с по-мощью зрительного ряда и речевых инструкций усваиваются основные сведения по составлению формул изобретений, рассматриваются типовые примерь! формулировки изобретений и предлагается матрица, заполнение которой по материалам, подготовленным на предыдущих этапах обучения предложений, может дать формулировку изобретения. Таким образом, на данном этапе обучения подытоживается вся творческая работа по составлению, формулировке изобретения и рацпредложения.

Практический курс "генерации идей" формируется в виде системы сеансов. Каждый сеанс содержит аудиовизуальную программу в виде фонограммы и диафильма или программы ЭВМ. Сеансы специализируются, как правило, на организации какого-либо одного вида творческой деятельности. В курс включены все перечисленные выше методики активизации творческой деятельности. Сеансы, как правило, строятся с пошаговой структурой исполнения инструкций. Все обучаемые снабжаются кнопочными датчиками. По мере выполнения команды испытуемые нажимают кнопочные датчики. После нажатия всеми обучаемыми кно-пок включается магнитофон и работает до следующего служебного сигнала "Стоп". По такой системе процедура продолжается.

Каждый сеанс курса "генерации идей" специализируется на определенном виде деятельности, основанном, как правило, на одном методе.

Сеанс ГИ-0 представляет собой тестовый сеанс, в котором осуществляется тестирование и формирование группы.

Сеанс КС-0 представляет собой киностимуляцию в виде словаря объемом до 120 тыс. слов. Его используют на начальном этапе субсенсорной стимуляции.

Сеанс ГИ-1 является вводным и совмещен с суггестивной стимуляцией.

Сеанс ГИ-2 является рабочим сеансом курса "генерации идей", построек по принципу "мозгового штурма". Структура курса включает ряд экстремальных ситуаций, задаваемых аудиовизуальной программой.

Сеанс ГИ-3 представляет собой модифицированный вариант АРИЗа. Формирование шагов алгоритма изобретения осуществляется с помощью двух диапроекто-ров, каждый из которых задает одну из осей таблицы АРИЗа.

Сеанс ГИ-4 по форме близок к системе ИПИД. В ролевой игре, отрежиссированной и записанной в виде фонограммы и заснятой в виде слайдов, содержатся все необходимые шаги для осуществления психоинтеллектуальной генерации.

Сеанс ГИ-5 близок по форме к методике учета всех "за" и "против". По этой методике отбираются и классифицируются идеи, предложенные в предыдущих сеансах.

Сеанс ГИ-6 служит для оформления выдвинутых идей по стандартам рацпредложения или изобретения. Он содержит все инструкции по оформлению изобретений и составлению патентных формул.

По изобретениям, сделанным участниками сеанса "генерации идей" Ильичевского морского порта, ВНИИГПЭ выданы следующие приоритетные справки, подтверждающие уровень изобретений высказанных идей.

Приоритетная справка № 2829730/11. Класс МКИ В 66-7/22. Устройство для рыхления смерзшихся сыпучих грузов. О.А. Опалев. Приоритет 1.11.79."

Приоритетная справкам 2829730/11. Класс МКИ В 65 д 67/24. Устройство для перегрузки мешковых грузов. О.А. Опалев. Приоритет 1.11.79.*

Приоритетная справка № 2829734/08 В 65 д 67/24 Класс МКИ. Устройство для перегрузки мешковых грузов. О.А. Опалев. Приоритет 1.11.79.*

Приоритетная справка № 2829731/11. Класс МКИ В 65 д 67/24. Устройство для рыхления смерзшихся грунтов в железнодорожных полувагонах и зачистки полу-вагонов от остатков груза. И.Ф. Титикало. Приоритет 1.11.79.

*В настоящее время выданы авторские свидетельстваПриоритетная справке 2829733/11. Класс МКИ В 65 д 67/24. Устройство для формирования пакетов-мешков внутри вагона. В.Б. Гурчин. Приоритет 5.11.79.

Приоритетная справка № 2853251/13. Класс МКИ В 65 д 21/04. Многооборотная тара для сыпучих и жидкотекучих материалов. В.Б. Гурчин. Приоритет 28.12.79.

Приоритетная справка №2853252/13, класс МКИ В 65 д 9/10. Устройство для изготовления, наполнения и запечатывания мешков. А.А. Батура. Приоритет 28.12.79.

Методика "генерации идей" разрабатывалась при участии Э. С. Диамент, В.Г.Литвинова, С.В. Киселева. В съемках фильма "Когда исчезают барьеры" (Киевнаучфильм) об этом эксперименте принимали участие Ф.М. Соболев, В.Н. Губанов, АЛ. Востри ков.

 

 

 

Hosted by uCoz