ИНТЕНСИВНОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

   Система интенсивного дистанционного обучения строится на принципах использования интенсивных автоматизированных методик
   Н
а начальном этапе предварительное тестирование начинается дистанционно прямо на нашей страничке WebPage Internet с целью определения конкретного набора пакета обучающих программ, необходимых данному обучаемому для его последующего дистанционного обучения. Для этого используется система автоматизированных тестов. Обучаемый, связавшись через Internet с нашей страничкой, сидя дома у своего компьютера, отвечает на предлагаемые тестовые вопросы. Испытуемому предлагается система тестовых упражнений, позволяющих количественно определить его готовность к психической саморегуляции состояния, мнемические способности, особенности восприятия учебных текстов, адекватность восприятия учебных инструкций и т.д. Тестирование осуществляется более чем по 50 показателям, при этом учитываются пожелания обучаемого по формированию набора дисциплин обучения.

   После обработки тестов, комплект учебных материалов обучаемому высылается с учетом его тестовых показателей. Комплект содержит печатные материалы, лазерные диски, дискеты, аудиокассеты и видеокассеты, а также Интернет-файлы, в которых содержится вся содержательная часть курса и инструкции по использованию обучающих программ.

   Интенсификация процесса дистанционного обучения основана на создании психофизиологических условий для комплексной активизации резервных возможностей личности обучаемого. Эти резервы личности, как правило, в обычной жизни скрыты и недоступны для использования из-за существующих психофизиологических барьеров, впрочем, которые человек иногда спонтанно преодолевает в экстремальных ситуациях при наличии высокой мотивации. Аналогичное явление в спорте известно как "второе дыхание". При интенсификации процесса обучения осуществляется преодоление барьеров, для чего создается специальная психофизиологическая ситуация, мобилизующая организм на их преодоление. Для этого создается дозированная информационная "перегрузка" в сочетании с одновременной психологической компенсацией в игровых формах в виде психоэмоциональной суггестивной "разгрузки". Таким образом, сама информационная стимуляция позволяет загружать в подсознание большие объемы информации, которую сначала реально использовать невозможно, но эта подсознательная информационная база, аналогично забытому прошлому опыту, при создании стимулирующей ситуации в игровых формах обеспечивает процеcc всплывания ранее загруженной в подсознание информации. Стимулом для всплывании информации может служить различная игровая деятельность, в частности, деятельность по ускоренному просмотру текстов, их конспектированию и реферированию, ролевые игры, соревнования и т.д. Таким образом, на начальных этапах используются пассивные (созерцательные) индивидуальные формы учебной деятельности, позволяющие загрузить большие массивы информации с ее неполным осмыслением. А весь дальнейший учебный процесс в такой системе должен быть направлен на активизацию пассивных знаний, т.е. поэтапное повышение уровня усвоения в активной игровой деятельности. Такое повышение уровня активности может быть обеспечено в самых разных видах игровой деятельности. При этом, используются все положительные стороны как пассивных форм учебной деятельности, имеющих большой выигрыш в пропускной способности восприятия информации, так и активных методов, имеющих выигрыш в уровне ее усвоения.

   Дистанционное интенсивное обучение гуманитарным дисциплинам описательного характера основано на последовательном использовании различных видов учебной деятельности, обеспечивающих поэтапное восхождение по уровням усвоения учебной информации: от уровня "готовности" к уровням "узнавания", "воспроизведения", "применения" к "творчеству". Основными из них являются: формирование учебных групп по тестовым показателям, ускоренное чтение, конспектирование на разных уровнях обобщения, ролевые обучающие коммуникативные игры, соревнования и коллективное творчество. Такая методика интенсивного обучения гуманитарным дисциплинам имеет хорошую преемственность с традиционными методами, так как для всех этапов обучения используются обычные дидактические материалы традиционных курсов.

   Основная часть дистанционного обучения осуществляется за счет самостоятельной работы обучаемого. В отличие от традиционного заочного обучения, интенсивное обучение включает целый ряд новых видов учебной деятельности, направленных на самосовершенствование и гармоничное развитие личности, позволяющих на начальном этапе "научиться учиться". Самостоятельные занятия требуют умений преодолевать информационные барьеры с помощью приемов психосаморегуляции состояния, владеть такими видами учебной деятельности, как динамическое чтение, приемы рациональной работы с текстом, участия в ролевых играх, соревнованиях и т.д. Эти приемы обучаемые осваивают на начальном этапе обучения, а затем их используют во всем курсе дистанционного обучения. Но достижимость этих приемов требует регулярного контроля и корректировки. Весь текущий оперативный контроль от начального до завершающего этапа обучения осуществляется через Internet в режиме Сhat - конференции или видеоконференции. В этом режиме каждый обучаемый имеет возможность видеть и слышать  в реальном масштабе времени не только  инструктора, ведущего курс, но и  всех обучаемых данного курса.

   Расписание учебного курса дистанционного обучения составляется с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого и включает как самостоятельные занятия, так и сеансы связи через Internet для общения с инструктором-преподавателем и всей учебной группой. Интенсивное обучение требует весьма интенсивных занятий, которые необходимо сочетать с активным отдыхом –дозированной физической нагрузкой.

   При дистанционном изучении описательных текстов обеспечивается поэтапное восхождение по уровням владения информацией. Так, на первом этапе теоретического обучения используются приемы скорочтения, при этом обучаемому предъявляются большие массивы учебной информации в виде большого раздела или целого учебника, а время на просмотр каждой страницы текста жестко дозируется. От учащихся требуется понять лишь смысл каждой страницы, что позволяет учащимся выйти на уровень "узнавания".

   Второй этап обучения, создающий уровень "воспроизведения", обеспечивается работой с опорными конспектами. Обучаемым предлагается разбить лист на 4 вертикальных полосы - графы. В первой полосе обучаемый пишет ключевые слова и план на каждую страницу. При конспектировании текста страницы учебника на заполнение каждой графы отводится всего несколько секунд. Во второй графе указываются пояснения к ключевым словам, расшифровки. В процессе заполнения второй графы предлагается также связывать понятия второй графы с первой стрелками, линиями и другими графическими знаками. Затем предлагается заполнить третью графу, где даются тезисы, пояснения и собственно конспект. Четвертая графа содержит неясности, вопросы, ремарки и собственное отношение обучаемого к данному тексту. При заполнении четвертой графы конспект приобретает завершенную форму, где содержатся все соединительные линии и прочие знаки графического отражения сущности конспектируемой страницы. Таким образом, за счет анализа и синтеза при составлении опорного конспекта на четырех разных уровнях обобщения осуществляется усвоение учебного материала на уровне "воспроизведения".

  Третий этап обучения подразумевает усвоение материала на уровне "применения". Усвоение учебного материала осуществляется в форме ролевых игр, для участия в которых учащиеся в ситуации дистанционного обучения разбиваются на пары. Сидя у своих компьютеров, будучи даже в разных городах, в каждой паре один из учащихся играет роль "учителя", другой - роль "ученика". "Ученик", пользуясь конспектом, пересказывает постранично текст, набирая его на клавиатуре. "Учитель", глядя в исходный текст, корректирует и анализирует работу ученика. В играх рациональной работы с текстами учащиеся разыгрывают различные роли (например, роль "невежи", "оппонента", "незнайки" и т.д.), пользуясь своими опорными конспектами. За каждую страницу "учитель" ставит "ученику" оценку. Допускается только две оценки - "хорошо" или "отлично". Других отметок нет - все остальное представляется как отсутствие ответа. При наборе текста на клавиатуре время на работу с каждой страницей дозируется и составляет несколько минут. Ученики и учителя постоянно меняются и в процессе сеанса каждый сможет перебрать все роли и пообщаться с каждым участником обучения. При общении в форме голосовой или видеоконференции каждый ее участник видит и слышит своего напарника, ролевое общение максимально приближено к реальной ситуации.

   Для достижения уровня "творчества" дистанционные учащиеся условно делятся на две команды. Предлагается составить занимательные задачи и вопросы. За составление вопроса и за ответ на него ведущий начисляет командам очки. Оценивается также веселость, оригинальность, находчивость, скорость реакции. На данном этапе осуществляется творческая деятельность в виде соревнования учебных коллективов - наподобие команд КВН. Вопросы собираются по всему тексту и каждым участником Chat - конференции набираются на клавиатуре. В сеансе видеоконференции все участники соревнующихся команд видят и слышат друг друга. На этом этапе используется и приемы "мозгового штурма". Ведущий курс оценивает правильность каждого ответа и начисляет каждой команде очки. При завершении игры и в процессе каждого этапа подводится итог соревнования.

   Процесс  усвоения информация при интенсивном обучении аналогичен   голографической модели деятельности  мозга.  Учебная информация в учебном курсе сопровождается ассоциативным рядом  в виде ритмичного музыкального  сопровождения и аудиовизуальных опорных сигналов суггестивного воздействия. Воспроизводимые  затем сигналы ассоциативного ряда способствуют всплыванию в памяти исходной  учебной информации. Как из полной голограммы, так  и только из ее части можно извлечь  всегда полную объемную картину объекта (только с разной степенью детализации),  так и в учебном процессе интенсивного обучения уже в первый день обучения учащийся имеет представление обо всем учебном материале, но «на двойку». На второй день он знает также все, но «на тройку», затем  с каждым днем последовательно выходит на уровень «четверки», а затем  и «пятерки».  И всегда оценка относится к полному объему учебного курса.  Используя  принцип «незавершенности действия», содержательная часть каждой учебной страницы или  игры строится по системе  «от общего к частному».  Это не противоречит существующим теориям обучения, таким как теория поэтапного формирования умственных действий, ассоциативно-рефлекторная теория,  суггестивного управления состоянием и  суггестивной гипермнезии,  педагогических систем, неосознаваемой психический активности,  психологической установки, деятельности,  функциональных систем и квантово-волновой теории голографической деятельности мозга. 

   Каждый из упомянутых этапов теоретического обучения имеет и самостоятельное значение и представляет отдельную методику интенсивного дистанционного обучения. Так, из этапа обеспечения "готовности" к обучению создана методика активизации резервных возможностей личности. Из этапа ускоренного чтения образовалась методика обучения приемам скорочтения. Из этапа конспектирования образовалась методика рациональной работы с текстовой информацией. Из этапа ролевых игр образовалась методика обучению искусству общения. Из этапа творчества образовалась методика "генерации идей".

   Методика дистанционного обучения скорочтению включает различные приемы работы с текстом, основанные на развитии навыков зрительного восприятия и прогнозирования смыслового содержания текстов, активизации и расширении словарного запаса, на тренировке внимания, памяти, воображения. Система этих упражнений строится на принципах информационной и суггестивной стимуляции, то есть информация предъявляется большими массивами, а ситуация обучения задается суггестивными инструкциями и игровыми заданиями. За 4 - 8 часов обучения скорочтению скорость чтения возрастает в 2 - 3 раза.

   На основе второго этапа обучения образовалась методика рациональной работы с текстами, которая обучает приемам составления опорного конспекта по нескольким уровням обобщения и обсуждение этих конспектов в ролевых играх. На освоение методики рациональной работы с текстами уходит 2 - 3 часа занятий.

   Из третьего этапа обучения образовалась методика тренинга общения, содержащая приемы освоения искусства общения, которые реализуются в игровых ситуациях тренинга в виде проблемных игр в парах по заданным ролям.

   Заключительным этапом дистанционного теоретического обучения является коллективное творчество типа "КВН" или "мозгового штурма" на основе Сhat - конференции  или видеоконференции. Из этого этапа образовалась методика "генерации идей", в которой в игровых формах стимулируется творческая деятельность. За два- три дня "генерации" группа в 6 - 8 человек способна выдать несколько десятков рацпредложений, а иногда и изобретений.

   Система интенсивного дистанционного обучения иностранному языку в игровых формах строится на аналогичных принципах. На подготовительном этапе осуществляется дистанционное тестирование и формирование учебной группы по психологическим показателям.

   На первом этапе обеспечивается информационная стимуляция в виде предъявления многоканальных сигналов. Тексты на экране компьютера предъявляются в виде параллельных колонок русского и иностранного текста, а звучащая  фонограмма - в виде иностранной речи с синхронным переводом.

   На втором этапе осуществляется активизация пассивного запаса: обучаемый пытается перевести каждую предлагаемую фразу с родного языка на иностранный, а через несколько секунд  фонограммой дается вариант правильного перевода.

   На третьем этапе осуществляется деятельность по применению языка в ситуации дистанционного диалога. Для chat - конференции обучаемые дистанционно делятся на пары. На экране инструкциями и рисунками задаются различные проблемные ситуации и обучаемые их разыгрывают набором на клавиатуре соответствующих реплик. Заготовки реплик даются на экране, в них нужно только подставить ключевые слова. Эти ключевые слова также отдельно представлены на экране вместе с рисунком, задающим ситуацию. Нужно "перенести" нужное слово в нужное место. На экране получается как бы диалоговый конструктор. В сеансе Chat каждый обучаемый видит реплику своего партнера и свою собственную. Так возникает дистанционный диалог. В ситуации аудио или видеоконференции участники диалога слышат и видят друг друга, их общение максимально приближено к реальному. Оценка взаимодействия обучаемых осуществляется ведущим курс в реальном времени  также дистанционно.

   На четвертом этапе осуществляется "творчество" на изучаемом языке. Оно строится на основе дистанционного коллективного творчества, разыгрывания миниатюр, соревнований команд, коллективного чата и коллективных игр. В сеансе задаются ситуации для обеспечения коллективной творческой деятельности. Предлагается целый набор заготовок-реплик, которыми обучаемые могут воспользоваться, кликнув на них мышью. При оригинальных ответах можно при этом "оживить" комические картинки. На экране можно наблюдать все этапы коллективного общения, т.е. сами исходные инструкции и все реплики обучаемых все время телеконференции.  В сеансе видеоконференции создается телемост между двумя командами, при этом все участники соревнования видят и слышат друг друга. В результате этого вида деятельности достигается уровень "творчества". В результате 120-ти часового интенсивного курса обучения пассивный лексический запас достигает у обучаемых 2500 - 4000 слов, что позволяет им понимать с листа популярные газетные и журнальные тексты.

   Преподавателям курсов дистанционного обучения предлагается специально подготовить дидактический материал. Можно использовать и обычный учебник, но лучше учебную информацию представить в виде отдельных листов с достаточно автономным содержанием. Желательно, чтобы каждая страница (экран) начиналась заголовком. Хорошо иметь подзаголовок в виде нескольких фраз, в которых указана расшифровка названия раздела. Первый абзац должен представлять введение в содержание страницы с указанием места данного материала в общей проблеме. Последующие абзацы должны быть построены по принципу "от общего - к частному", т.е. частности и подробности приводятся в конце страницы. В тексте желательно выделить наиболее важные ключевые слова, подчеркнуть основные мысли. Можно сделать пометки на полях, лучше - эмоционального характера в виде комических рисунков. Содержание каждой страницы по возможности хорошо иметь автономным, чтобы усвоение материала не пострадало бы от перемены последовательности страниц. Подготовленные дидактические материалы служат основой для создания электронного мультимедийного пособия.

   Интенсивное дистанционное обучение двигательным навыкам на примере освоения клавишных устройств основывается на поэтапном формировании умственных действий с учетом принципов информационной стимуляции, при этом, скорость предъявления информации выбирается с учетом стимуляции неосознаваемых компонентов психической деятельности. На последующих этапах закрепляется автоматизм работы на клавиатуре  заданием с фонограммы музыкального ритма в сочетании с речевым диктантом. Усредненные результаты обучения за 6-10 дней составляют: скорость 120 - 140 ударов в минуту, 0,5% опечаток при работе "вслепую" десятью пальцами.

   В дистанционном полидисциплинарном интенсивном курсе гармоничного развития личности общая суггестивно-информационная активизация познавательной деятельности осуществляется сразу для нескольких учебных дисциплин и видов учебной деятельности. При этом, каждая в отдельности учебная дисциплина (например, скорочтение, рациональная работа с текстами, активизация творческой деятельности) взаимно активизирует усвоение другой дисциплины предлагаемого комплекса дисциплин. Для создания такой ситуации общей активизации резервов психики в комплекс дисциплин включаются сразу несколько иностранных языков, рациональная работа с текстами, основы машинописи и компьютерной грамоты, тренинг общения, основы изобразительного творчества, оздоровительные и развивающие игры, языки программирования, деловой тренинг и развивающие игры. В систему полидисциплинарного интенсивного курса обучения включается психическая саморегуляция состояния, расширение лексического запаса на родном языке методом информационной перегрузки, стимуляция памяти, внимания, воображения, повышение скорости восприятия зрительной информации, рациональная работа с текстами, тренинг общения, стимуляция творческой деятельности в виде "генерация идей", изобразительное и художественно творчество.

   С помощью данной системы возможно не только обучение, но и стажировка преподавателей по освоению игровых и интенсивных методик обучения. В начале курса определяется расписание сеансов связи через Internet для общения между обучаемыми в реальном масштабе времени в сеансах коллективного дистанционного обучения.    

   При дистанционном освоении информационных технологий осуществляется дистанционное управление удаленным компьютером. Преподаватель может дистанционно вызывать на экране компьютера обучаемого различные программы и реально работать с ними. Обучаемый повторяет действия преподавателя, при этом преподаватель видит в динамике все действия обучаемого. Осуществляется как бы совместное творчество. Преподаватель и обучаемый слышат и могут даже видеть друг друга. Это эквивалентно ситуации, когда преподаватель сидит рядом с обучаемым за одним кормпьютером и обучает его личным примером.     Для освоения информационных технологий обучаемый практически выполняет несколько медиапроектов (создание собственного сайта, презентации, элементов электронного учебника, видеофрагмента, анимации). В качестве примера такого творчества на сайте размещены электронные самоучители-фильмы с примерами создания каждого из таких медиапроектов в виде динамической копии экрана с дикторскими пояснениями преподавателя. Обучаемый имеет возможность просматривать такой фильм, а затем повторять все действия самостоятельно на реальном медиапроекте.

        Общий набор дисциплин дистанционного обучения: ускоренное чтение, психосаморегуляция состояния, изучение любым гуманитарным дисциплинам (тексты описательного характера), освоение клавиатуры компьютера или пишущей машинки, английский язык, немецкий язык, французский язык, "генерация идей", освоение игровых методик обучения, суггестивное самосовершенствование, тренинг общения, активизация внимания и памяти, деловой тренинг, этика, элементы развития личности и воспитания, освоение современных информационных технологий.

   Сколько же все это стоит для обучаемого? Цены вполне реальные и доступные. Более того, основную часть каждого курса можно пройти даже вообще бесплатно. Все, что нужно для ознакомления с курсом, имеется на нашем сайте в открытом доступе. Но практика показывает, что без оперативных консультаций со специалистами в реальном времени изучить быстро нужную дисциплину невозможно или же нужно потратить на это в 5-10 раз больше времени. Поэтому реально самостоятельные занятия нужно сочетать с интерактивными аудио или видео консультациями с преподавателями. По времени эти консультации обычно занимают всего 1/10 - 1/3 всего объема курса. Стоимость одной консультации (15-20 мин.) составляет всего 100-200 руб. При этом можно не только взаимно видеть и слышать друг друга, но видеть на расстоянии все фактические действия друг друга и дистанционно управлять удаленным компьютером. Часть материала по курсу высылается нами в виде электронного диска (средняя стоимость 100-200 руб). С заинтересованными организациями и конкретными специалистами мы проводим в порядке творческого сотрудничества совместные эксперименты дистанционного обучения. Процесс дистанционного обучения при этом будет бесплатным как для учащихся, так для авторов-составителей и для разработчиков электронного учебника. При этом, права использования разработанного электронного курса будут принадлежать всем участником совместной работы и его копия передается каждой стороне для практического использования.

   Дистанционным обучаемым нужно иметь дома мультимедиа компьютер Pentium 4 c OC Windows XP,соединенный с высокоскоростным Интернетом (выделенная кабельная линия с постоянным IP-адресом). Желательно иметь скорость канала на прием информации не менее 256 кбит/сек и тариф Безлимитный. Для общения с преподавателем нужно иметь микрофон, а желательно и вебкамеру. Программное обеспечение, которое потребуется для дистанционного курса, можно бесплатно скачать в Интернете, ссылки на которое приводятся на нашей страничке дистанционного обучения: http://intensiv.narod.ru/inform.html Занятия-консультации будут проводиться через Интернет по индивидуальному графику, согласованному с Вами. Для самостоятельной работы с компьютером вам будет предложен мультимедиа лазерный диск и электронные самоучители. Просьба сообщить о Ваших намерениях и технических возможностях, а также задать интересующие Вас вопросы.


   Следите за нашей информацией, присылайте ваши заявки и участвуйте в курсах интенсивного дистанционного обучения! До виртуальной встречи!  И начать можно прямо сейчас!!!

   Подробне о теоретических основах интенсивного обучения

   Подробне о теоретических основах дистанционного интенсивного обучения

   Примеры учебной деятельности при обучении гуманитарным дисциплинам

   Примеры учебной деятельности при обучении иностранному языку

   Примеры выполнения медиапроектов

   Страничка дистанционного обучения

   Можно пройти вводно-установочный курс

  Загрузить Skype для голосовой связи

  Загрузить Messenger для видео связи

  Загрузить ICQ для видео связи

  Видеоконференция с управлением приложениями (загрузить NetMeeting)

  Коллективная видеоконференция (загрузить Videoport)

  Экономичная видеоконференция с односторонней видеосвязью (загрузить    ZoomChat)

  Подключить высокоскоростной Интернет

Hosted by uCoz