Фрагмент игрового дистанционного занятия по курсу рационального чтения

...Давайте посоревнуемся, кто из вас рациональнее умеет работать с обычными печатными текстами, если нужно их усвоить. Соберем у компьютера группу энтузиастов. (Гонг). Кто-то берет на себя роль ведущего, читающего с экрана и дающего исполнительный сигнал "Гонг". Пожалуйста. (Гонг). Итак, вам нужно усвоить некоторую текстовую информацию. Это обычный учебный текст. Прочтем его методом скорочтения. Напоминаем основные приемы. Старайтесь вести взгляд не слева направо по строкам, а только сверху вниз по центру листа; не возвращайтесь к уже прочитанному; не произносите про себя читаемый текст; знакомясь с содержанием, пытайтесь предугадать, что будет на следующей строке, а ее уже не читайте, а только проверяйте, правы или нет.  Итак, читаем скорочтением предлагаемый текст, кто прочел, поднимает руку. Начали! (Гонг). Итак, заканчиваем. Ведущий, оцените победителей первого этапа.  Пожалуйста. (Гонг). Хорошо. Теперь для рациональной работы с текстом попробуем его законспектировать в разных видах.  Пожалуйста, разлинуйте ваш лист бумаги на четыре вертикальные полосы. (Гонг). Теперь, пожалуйста, под-пишите, что будет отмечаться на каждой из полос. На первой полосе (подпишите ее) будут ключевые слова, план текста; на второй полосе - суть, основные мысли, на третьей полосе - расшифровка, пояснения и на четвертой полосе - ваши замечания, ваше отношение к тексту, в том числе и неясности. Старайтесь писать не просто слова, каждую графу заполняйте опорными сигналами, стрелками, простейшими рисунками. Можете соединить эти блоки линиями, указателями. Итак, последовательно, всего за несколько секунд конспектируйте каждую полосу на уровне ключевых слов, сути, пояснений, замечаний, выстраивая как бы блок-схему текста. Начали! (Гонг). Так.  Заканчиваем. Ведущий, пожалуйста, подведите итог: кто первым законспектировал текст? Пожалуйста. (Гонг). Хорошо. Теперь пройдем следующий этап рациональной работы с текстом. Давайте все оперативно разделимся на пары. Сядьте так, чтобы один из вас в паре видел учебный текст, он будет играть роль учителя, а другой - мог бы видеть только свой собственный конспект. Разыграем такую ситуацию. В каждой паре один из вас - строгий учитель, другой - весьма примерный ученик. Ученик будет пересказывать текст, пользуясь своим конспектом. Учитель, сопоставляя ответ своего подопечного с исходным текстом, задает ученику наводящие вопросы и оценивает ответ. Договоримся, как оценивать результат.  Как только ученик заканчивает отвечать, он поднимает руку.  Учитель после ответа поднимает руку, если он удовлетворен или воздерживается от оценки. Победителями становятся те пары, которые первыми поднимают руки. Итак, разделившись по парам, в ролях учителя и ученика, в каждой паре обсуждаем тексты. Закончившие отвечать ученики поднимают руки. Оценившие положительно ответ своего ученика учителя также поднимают руки. Начали! (Гонг).  Итак, заканчиваем. Посмотрим, кто  оказался впереди. Пожалуйста. (Гонг).  Хорошо, теперь заключительный этап нашей игры. Давайте устроим соревнования команд типа КВН. Например, команда веселых и команда находчивых. Ведущий, организуйте две команды. Пусть одна команда сядет в одной стороне класса, другая - в другой. Начали. (Гонг).  Итак, команды сформированы. Устроим соревнование веселых и находчивых. Пусть каждая команда составит команде противника несколько занимательных вопросов по тексту, затем каждая команда задаст своим противникам эти вопросы и, надеемся, получит оригинальные, не менее занимательные ответы. Итак, дается время на подготовку нескольких занимательных вопросов по тексту для команды соперников. Для оценки соревнований команд у нас будет жюри в лице ведущего, который может подобрать себе помощников.  Итак, начали составлять вопросы. (Гонг). Вопросы подготовлены.  Ведущий, приготовьтесь руководить соревнованием. Свой занимательный вопрос задает одна команда, свой занимательный ответ дает другая команда. Жюри оценивает как занимательность вопросов, так и оригинальность ответов каждой команды. Итак, под руководством ведущего начали соревнование. Пожалуйста. (Гонг).  Итак, заканчиваем игру. Представляем слово жюри для подведения итогов всей игры. Пожалуйста, жюри, вам слово. (Гонг). Спасибо, на этом игра закончена. (Гонг).

Для использовании на занятии можно заказать:

- сборник книг 1 - 7 "Игры - обучение, тренинг, досуг".

- видеокассету с фрагментами игровых занятий по методикам интенсивного обучения.

- лазерный диск курса рациональной работы с текстом http://narod.ru/disk/8173514000/FR.rar.html



Hosted by uCoz