Как научиться учиться?

Как научиться эффективно учиться? Вопрос более, чем актуальный. Мы предлагаем не просто научиться учиться. Предлагаем самостоятельно использовать интенсивные методы обучения. Что же такое - «интенсивные методы обучения»? Основная их идея  состоит в том, что учебная информация предъявляется в течение  одного урока в таких больших объемах, которые превышают  субъективные психологические «барьеры» усвоения. Один из этих  «барьеров», открытый Г.Лозановым, составляет массив около 50 смысловых единиц за один прием предъявления, другой - около 500 понятий. Но, при  традиционном обучении предъявление учебной информации в объеме, превышающем  барьер, влечет много неприятностей и вызывает почти стрессовую  реакцию. Преодоление этих барьеров без стресса возможно, если  учебная информация предъявляется в необычном виде: на высоком  уровне эмоций, в развлекательной игровой форме, с использованием  неосознаваемых видов психической деятельности.  Все это и  обеспечивается в игровых формах обучения, когда на сознательном  уровне задаются  условия игры, а на втором плане - условия непроизвольного запоминания больших массивов учебной информации. Г.Лозанов  назвал это явление «гипермнезией» - сверхзапоминанием. Учебные  игры создают разнообразие форм учебной деятельности, содержат  элементы развлекательности, включают элементы психотренинга,  рациональной работы с текстами, ролевой игры, приемов самосовершенствования, соревнований, генерации идей и т.д.
   Как известно, владение  учебным материалом возможно на разных уровнях. По системе  В.Беспалько, уже начальный уровень «готовности» к  обучению создает психологическую установку на обучение и обеспечивает саму возможность последующего интенсивного обучения.   Такая готовность необходима и преподавателям и учащимся.
    Рассмотрим систему учебных игр по освоению приемов активизации самостоятельной учебной деятельности - развитию общеучебных умений и навыков. Все эти приемы приведены в книге «Игры - обучение, тренинг, досуг», под ред. В.В.Петрусинского, книги 1-7. Изд. «Новая школа», 1998.
   Для обеспечения самого начального уровня «готовности» к обучению необходимо освоить в игровых формах приемы психосаморегуляции состояния и приемы организации «информационной стимуляции», исключающие стрессовую реакцию (в указанной книге это игра 16.20.). Достижение уровня «готовности» выражается в желании учащихся   приступить к весьма нелегким, но интересным интенсивным занятиям.
   Система  обучения - это поэтапное восхождение по уровням усвоения. Для достижения уровня  «узнавания» используется система приемов ускоренного чтения  (игра 1.46.). Для достижения уровня «воспроизведения»  используется рациональная работа с текстом в виде составления опорных конспектов (1.7.). Для достижения уровня «применения»  используется система ролевых игр (1.39.).  Для достижения уровня  «творчества» используется система соревнований учебных  коллективов и «генерация идей» (2.31.).
    Предлагаемый подход, предполагающий «научить учиться»,  основан на создании психофизиологических условий для комплексной  активизации резервных возможностей личности обучаемого. Эти  резервы личности, как правило, в обычной жизни скрыты и  недоступны для использования из-за существующих  психофизиологических барьеров, которые, впрочем, человек иногда спонтанно преодолевает в экстремальных ситуациях при наличии  высокой мотивации. Аналогичное явление в спорте известно как «второе дыхание». За счет интенсификации процесса  обучения  осуществляется преодоление барьеров, для чего создается специальная психофизиологическая ситуация, мобилизующая организм на их преодоление. Для этого используются приемы информационной стимуляции:  информационная «перегрузка» в сочетании с одновременной психологической «компенсацией» в игровых формах в виде психоэмоциональной  суггестивной разгрузки.  Таким  образом, информационная стимуляция позволяет загружать в  подсознание большие объемы неосознаваемой информации (ее можно  сравнить с забытым прошлым опытом и утраченными со временем знаниями), которая поначалу  не проявляется в реальной деятельности, но затем, при создании  стимулирующей ситуации в игровых формах, как бы сама «всплывает»,  осознается и все более используется в деятельности.  Стимулом  для «всплывания» информации может служить различная игровая  деятельность, в частности: деятельность   по ускоренному просмотру текстов, их конспектированию и реферированию, ролевые  игры, соревнования и т.д. Таким образом, целесообразно на начальных этапах использовать пассивные, созерцательные формы учебной деятельности,  позволяющие загрузить большие массивы информации,   а весь дальнейший учебный процесс в такой системе должен быть направлен на активизацию пассивных знаний, т.е.  поэтапное повышение уровня владения информацией за счет игровых активных форм деятельности. Повышение уровня активности может быть обеспечено в самых разных видах игровой деятельности (1.50.). Таким образом,  используются все положительные стороны как «пассивных» форм обучения, имеющих большой выигрыш в пропускной   способности восприятия  информации, так и активных  методов, имеющих выигрыш в уровне  владения ею.
    Игровое обучение гуманитарным дисциплинам  описательного характера основано на последовательном использовании различных видов учебной деятельности, обеспечивающих поэтапное восхождение по уровням усвоения. Основными из них являются:  формирование учебных групп по тестовым показателям; обучение приемам рациональной работы с текстом, в том числе - конспектированию на разных уровнях обобщения; ролевые обучающие коммуникативные игры; соревнования и коллективное творчество. Такие приемы  интенсивного обучения гуманитарным дисциплинам хорошо совместимы с традиционными, так как не требуют изменения содержания дидактических материалов.
   На первом этапе обучения при работе с описательными учебными текстами для достижения уровня «узнавания» группе обучаемых предъявляются массивы учебной информации в объеме нескольких глав или даже целого учебника, при этом дозируется время на просмотр каждой страницы текста. Сигнал к переходу к следующей странице дается после просмотра большинством группы заданного объема текста. От обучаемых требуется понять лишь общее содержание каждой страницы (16.21.).
   На втором этапе обучения (достижение уровня «воспроизведения»), обучаемые работают с опорными конспектами.  Им  предлагается разбить лист на 4 вертикальных полосы - графы.  В  первой полосе нужно записывать ключевые слова и план на каждую  страницу. При конспектировании текста от первой до последней страницы учебника на заполнение каждой графы отводится 15 секунд на страницу. Во второй графе указываются пояснения к ключевым словам, расшифровки. В процессе заполнения второй графы предлагается также связывать понятия второй графы с первой стрелками, линиями и другими графическими знаками. Затем предлагается заполнить третью графу, где даются тезисы, пояснения и собственно конспект.  Четвертая графа содержит неясности, вопросы, ремарки и собственное отношение обучаемого к данному тексту. При заполнении четвертой графы  конспект приобретает завершенную форму, где содержатся все соединительные линии и прочие знаки графического отражения сущности конспектируемой страницы. Таким образом, за счет анализа и синтеза при составлении опорного конспекта на четырех разных уровнях обобщения осуществляется усвоение учебного материала на уровне «воспроизведения» (16.41.).
    На третьем этапе обучения достигается усвоение материала на уровне «применения».  Предъявление учебного материала осуществляется в  форме  ролевых игр, для участия в которых группа обучаемых  разбиваются на  пары. В каждой паре один из обучаемых играет роль «учителя», другой - роль «ученика». «Ученик», пользуясь  конспектом, пересказывает постранично текст, а «учитель», глядя в исходный текст, корректирует и анализирует работу «ученика».   За каждую страницу «учитель» ставит «ученику» оценку.  Допускается только две оценки - «хорошо» или  «отлично». Других отметок нет - все  остальное представляется как отсутствие ответа. При пересказе текста время на пересказ каждой  страницы дозируется и составляет около 1 минуты. Всего в ролевых играх предлагается более 30 видов учебной деятельности (1.39., 1.40.).
    На четвертом этапе для достижения уровня «творчества» учащиеся  делятся на две команды. Им предлагается составить занимательные  задачи  и вопросы. За составление вопроса и за ответ на него жюри начисляет командам очки. Оценивается также оригинальность,  находчивость, остроумие, скорость реакции. На данном этапе осуществляется творческая деятельность в виде соревнования  учебных коллективов - наподобие команд КВН. Вопросы задаются по всему пройденному тексту. На этом  этапе используются также и отдельные приемы методик «генерации идей» и «мозгового штурма».  При изложении вопросов и ответов рекомендуются различные игровые  формы с использованием художественных, музыкальных, пантомимических и других средств выражения. Жюри оценивает правильность каждого ответа и начисляет командам очки. После завершении игры подводится общий итог соревнования  (16.41.).
   Каждый из упомянутых этапов обучения имеет   самостоятельное значение и одновременно представляет отдельную методику. Так, из этапа обеспечения готовности к обучению создалась   методика активизации резервных возможностей личности (16.50.). Из этапа ускоренного чтения образовалась методика обучения приемам  скорочтения (16.21.). Из этапа конспектирования создана методика рациональной работы с текстовой информацией (1.28.).  Из этапа ролевых игр образовалась методика обучению искусству общения (5.1.). Из этапа творчества образовалась методика «генерации идей» (2.32.).
   Методика обучения скорочтению   включает различные приемы работы с  текстом, основанные на развитии навыков зрительного восприятия и прогнозирования смыслового содержания текстов, активизации и расширении словарного запаса, на тренировке внимания, памяти, воображения.  Система этих упражнений строится на принципах информационной и суггестивной стимуляции, то есть информация предъявляется большими  массивами, а ситуация обучения задается суггестивными инструкциями и игровыми заданиями (1.47.).  Система этих упражнений позволяет значительно увеличить эффективность чтения (скорость и коэффициент понимания).
   На основе второго этапа   обучения образовалась методика рациональной работы с текстами, которая обучает приемам составления опорного конспекта по нескольким уровням обобщения и обеспечивает обсуждение этих конспектов в ролевых играх (1.48.). На освоение методики рациональной работы с текстами требуется  2 - 3 часа занятий.
   Из третьего этапа обучения образовалась методика тренинга общения,  содержащая приемы тренинга в виде проблемных игр в парах по заданным ролям (глава 6).
   Заключительным этапом   теоретического обучения является коллективное  творчество типа «КВН» или «мозгового штурма». На его основе образовалась методика «генерации идей», в которой в игровых формах стимулируется творческая деятельность. За два-три дня работы группа в 6 - 8 человек способна выдать несколько десятков ценных идей, рацпредложений, а иногда и изобретений.
   Система интенсивного обучения иностранному языку в игровых формах  строится на аналогичных принципах. На подготовительном этапе осуществляется тестирование и формирование учебной группы по психологическим показателям.  На первом этапе обеспечивается информационная стимуляция в виде предъявления многоканальных сигналов.  Тексты на экране предъявляются в виде параллельных колонок русского и иностранного текста, а звучащая фонограмма - в виде речи с синхронным переводом (15.47.) На втором этапе осуществляется активизация пассивного запаса:  обучаемый пытается перевести каждую предлагаемую фонограммой фразу с родного языка на иностранный, а через несколько секунд в наушник дается вариант правильного перевода.  На третьем этапе осуществляется деятельность по применению языка в различных  ситуациях:  инструкциями и рисунками задаются различные проблемные ситуации и обучаемые их разыгрывают в парах.  Диалогу помогает  словарь ключевых слов, задаваемый на  каждую ситуацию. Оценка взаимно осуществляется самими учащимися (1.16.).  На четвертом этапе осуществляется «творчество» на языке. Оно строится на основе разыгрывания миниатюр, соревнований команд, обучающих коллективных игр. Задаются ситуации для обеспечения коллективной творческой деятельности, в миниатюрах «оживляются» комические картинки.  В результате этого вида деятельности достигается уровень «творчества» (15.50.).   После  12 дней интенсивного обучения в игровых формах пассивный лексический запас достигает у обучаемых 2500 - 4000 слов.  Пассивный лексический запас обучаемых позволяет им понимать с листа популярные газетные и журнальные тексты, а активный лексический запас достаточен для практического общения по основным бытовым темам.
   Интенсивное обучение двигательным   навыкам в игровых формах на примере освоения клавишных устройств основывается на поэтапном формировании умственных действий с учетом принципов информационной стимуляции: клавиатура компьютера или пишущей машинки предъявляется для изучения полностью в течение уже первого сеанса  (16.22.). При этом, скорость предъявления информации выбирается с учетом стимуляции неосознаваемых компонентов психической деятельности.  На последующих этапах закрепляется  автоматизм десятипальцевой «слепой» работы на клавиатуре при задании с фонограммы   музыкального  ритма  в  сочетании  с  речевым диктантом. Всего за 6-10 дней интенсивного обучения достигается скорость 120 - 140 ударов в минуту, 0,5% опечаток при работе  «вслепую» десятью пальцами.
   В игровом полидисциплинарном   интенсивном курсе гармоничного  развития  личности общая суггестивно-информационная активизация познавательной деятельности осуществляется сразу для нескольких учебных дисциплин и видов учебной деятельности. При этом, каждая в отдельности учебная дисциплина (например, скорочтение, рациональная работа с текстами, активизация творческой деятельности) взаимно активизирует усвоение другой дисциплины предлагаемого комплекса дисциплин. Для создания такой ситуации общей активизации резервов психики в комплекс дисциплин включаются сразу несколько иностранных языков, рациональная работа с текстами, основы машинописи и компьютерной грамоты, тренинг общения, основы изобразительного и сценического творчества, оздоровительные и развивающие игры, языки программирования, деловой тренинг, танцы и спортивно-оздоровительные игры. В систему полидисциплинарного  интенсивного курса обучения включается психическая саморегуляция состояния (16.35.), обеспечивается расширение лексического запаса на родном языке методом информационной перегрузки (17.1.), стимуляция памяти (16.32.), внимания (15.39.), воображения (15.34.), повышение скорости восприятия зрительной информации (15.8.), рациональная работа с текстами (16.41.), проводится тренинг общения (гл.  6), стимуляция творческой деятельности в виде «генерации идей» (16.27.), организуется изобразительное и художественное творчество (16.21.).  Курсы проводятся в условиях «погружения» в специальную психологическую среду. Длительность полидисциплинарного курса из десяти дисциплин составляет 10-20 дней, при этом за указанное время достигается эффект интегрального усвоения полидисциплинарной информации (гл. 16).
   Таким образом, предлагаемая система позволяет научиться эффективно учиться и самостоятельно использовать наиболее рациональные приемы в Вашей учебной деятельности.  Далее только от Вас зависит  изучить все эти приемы практически. Мы предлагаем Вам целую систему освоения этих приемов. Желаем Вам успехов!!!
 
 


Hosted by uCoz