КАК ДЕЛАТЬ НОВЫЕ ИГРЫ?

Уважаемые читатели! Вы познакомились с предлагаемыми нашим авторским коллективом сценариями педагогических игр. При всем их многообразии, данные игры, конечно, не могут смоделировать все ситуации, встречающиеся в педагогиче-ской практике. Проблема заключается в том, что хотя использование игровых ситуаций в обучении применялось еще в каменном веке (имитационные танцы охотников, обряды земледельцев, да и что такое наскальная живопись - ведь это же наглядные пособия первобытных первоучителей!), до сих пор не существует дисциплины под названием «Педагогическая игротехника».
Опуская ряд рассуждений, можно сказать, что главная функция игры - повысить вероятность успешного достижения ожидаемых результатов деятельности за счет предварительной тренировки механизмов восприятия, мотивации, принятия реше-ния, формирования и коррекции программы действий, адекватной оценки параметров результатов действий (П.К.Анохин, «Узловые вопросы теории функциональных системы», М., Наука, 1980).
Очевидно, что успешность решения всех этих задач в первую очередь зависит от того, насколько та или иная игровая модель деятельности наглядно и всесторонне отображает реальные условия предстоящей профессиональной или познавательной деятельности обучаемого.
Искусство педагога как раз и состоит в том, чтобы так проанализировать, структурировать информационное поле предстоящей деятельности обучаемого (построить модель, дать образец), чтобы в сжатой, но доступной форме передать обучаемому ключевые моменты предмета в ситуации, обеспечивающей усвоение учебного материала через активную индивидуальную познавательную деятельность. Иными словами, хороший педагог обязательно должен владеть приемами передачи знаний, умений и навыков в форме обучающей игры.
Создание обучающей игры включает те же этапы, что и любая педагогическая технология (В.П.Беспалько, «Слагаемые педагогической технологии», М., Педагоги-ка, 1989).
П е р в ы й  э т а п - анализ будущей деятельности учащегося:
вычленение видов трудовой и (в частности) познавательной деятельности; описание трудовых операций или форм общения; задачи, решаемые на основе полученных знаний.
Содержание игры - те действия и операции, которые составляют основу будущей профессиональной деятельности, и могут быть смоделированы доступными педагогу средствами с учетом уровня воображения учащихся. Главное, чтобы процесс решения имитационных и реальных задач основывался на одной базе знаний и обуслав-ливался адекватными установками.
В т о р о й  э т а п - определение содержания обучения (результат - составление учебного плана). Детальная конкретизация содержания учебной информации в игре с учетом требований к доступности, наглядности, посильности, диагностической целенаправленности, систематичности и т.д.  Составление «дерева целей» - иерархии целей игры с указанием параметров целей. Написание плана сценария предъявления учебной информации (экспликации обучающей игры).
Т р е т и й  э т а п - оценка степени нагрузки учащихся и расчет необходимого времени, исходя из формы обучения и скорости усвоения (результат - расчетное время обучения).
Игра - одно из средств интенсификации учебного процесса, поэтому степень сокращения учебного времени при использовании игрового подхода является важным показателем качества педагогической игры. Кроме того, для игры очень важна строгая временная организация, так как потеря темпа ослабляет соревновательные элементы игры. Под соревнованием в педагогических играх мы понимаем не только (и даже не столько) соревнование за достижение заданных целей с партнером или группой, но, прежде всего, «соревнование с самим собой» - достижение каждым учащимся некоего заданного уровня реализации своих способностей и понимания путей развития этих способностей.
Ч е т в е р т ы й  э т а п - выбор организационных форм обучения и воспитания (результат - описание организационных форм обучения и спецификация всех необходимых для этого средств: пособия, ТСО, мебель, материалы и т.д).  Основные формы проведения игры: непосредственная (игру и оценку результатов проводит непосредственно педагог или инструктор в форме живого общения); опосредованная (с использованием ТСО или пособий, где даются также инструкции по оценке результатов игры самими ее участниками); смешанная (содержание игры задаться с помощью ТСО или пособий, а педагог корректирует ход игры и оценивает результаты). Наиболее эффективной, является смешанная форма организации игры, где ис-ользуются достоинства ТСО для иллюстрации и регламентации процесса обучения, подкрепленные авторитетом и педагогическим опытом преподавателя.  Кроме того, результат любой педагогической игры всегда многозначен и только непосредственное участие опытного педагога позволяет правильно распределить приоритеты результатов и дать индивидуальную оценку и рекомендации каждому участнику.
П я т ы й  э т а п - подготовка текстов мотивационных ситуаций и включение их в ранее сформулированное учебное содержание (результат - тексты мотивационных ситуаций).
Поддерживанию необходимого уровня мотивации способствуют занимательность (акцент на новизну в изложении материала для стимулирования интереса) и создание мотивационно-проблемных ситуаций (акцент на жизненно важном значении знания учебного материала для разрешения конкретной критической ситуации, служит для формирования сферы профессиональных интересов).
Для создания исходной мотивационной установки на учебную работу в игровой ситуации нами с успехом используются приемы психической саморегуляции (аутогенная тренировка) в виде аудиопрограмм с дикторским текстом и функциональной музыкой.  Достоинством разработанных нами аудиопрограмм является то, что их можно использовать вне зависимости от содержания учебной информации в курсе, поскольку они нацелены на активизацию внимания, восприятия, памяти, а также для снятия информационных перегрузок и их профилактики.
Ш е с т о й  э т а п - разработка системы учебных упражнений, нацеленных на усвоение учебной информации с заданными показателями качества по следующей схеме: усвоение практических действий - овладевание основными алгоритмами деятельности - самостоятельное решение нетиповых (поисковых) задач в практической деятельности - самостоятельная постановка проблемных задач, исследовательская деятельность. Общий критерий успешности обучения на каждой ступени - 70-ти процентное правильное выполнение учащимся операций тестов.
Применительно к педагогическим играм результат этого этапа - разработка сце-нария игры, включающего  учебную информацию, учебные инструкции и наставления для создания завязки игры, пути к кульминации и развизке, текста мотивационных ситуаций, описывающего условия и форму проведения игры, иерархию целей с заданными показателями качества усвоения.
С е д ь м о й  э т а п - разработка системы тестов контроля качества усвоения учащимися знаний и действий, соответственно целям обучения и заданным показателям качества усвоения (результат - батарея или сборник тестов).
Самые простые системы оценки групповых игровых действий:
сумма мест, занятых участником игры по ее турам (раундам, этапам); сумма бал-лов, полученных при выполнении отдельных игровых действий (от 3-х балльной шкалы до 10-ти балльной); сумма очков заработанных за правильное (или неправильное - «штрафные очки») выполнение тех или иных игровых действий (эта система позволяет значительно дифференцировать степень правильности и завершенно-сти выполнения отдельных действий). Общий итог подводится путем ранжировки показателей тестирования участников игры с выявлением группы лидеров и обсуждением результатов.
В о с ь м о й  э т а п - разработка структуры и содержания самостоятельных учебных занятий вне аудитории (результат - планы домашней работы). Этот этап может быть использован как для самостоятельной подготовки слушателей к предстоящей игре, так и для анализа ее результатов, индивидуализации и специализации в той области знаний, которая рекомендована педагогом данному слушателю на основе оценки результатов игры.
Д е в я т ы й  э т а п - апробация педагогической системы на практике, коррекция.
В заключение следует отметить, что с развитием компьютерных технологий и развитых телевизионных систем коммуникации различные виды игр стали фактом нашей повседневной жизни, но львиная доля игр нацелена только на развлечение.
При создании этого сборника игр мы хотели привлечь внимание педагогов, воспитателей и психологов к проблеме использования игровых форм в обычном учебном процессе - ведь для этого сейчас создалась благоприятная ситуация:  у учащихся есть потребность, даже привычка к ежедневному потреблению игр, - наша задача наполнить эти игровые формы познавательным содержанием и ввести их использование в повседневную практику преподавания.
 


Hosted by uCoz