Игры и упражнения этого раздела
направлены на общее музыкальное
развитие без непосредственного
обучения игре на инструменте -
это пение, слушание, движение
под музыку, знакомство с музыкальной
грамотой, основами гармонии,
мелодическая и вокальная
импровизация.
Музыкальная грамота, сольфеджио,
гармония - все это предметы,
которым отводится серьезное
внимание в музыкальном образовании.
Но они же вызывают безнадежные
вздохи людей, которые никогда не
обучались музыке, не ходили
в музыкальные школы, не имели
домашних учителей. Но учиться
никогда не поздно, можно даже
познать азы музыкальной грамоты
играючи. В этой главе в играх
постигаются такие сложные музыкальные
понятия как музыкальная
форма, музыкальный ритм, размер,
длительность и т.д. Создав
непринужденную атмосферу игры
и используя несложные атрибуты
можно легко приобщиться к музыкальной
грамоте. Предлагаемые здесь
игры хороши как для детей,
так и для взрослых, хотя для каждого
возраста они будут иметь разную
эмоциональную окраску. Возможно,
дети воспримут каждое задание
как нечто, требующее определенного
умственного напряжения и ответственности,
а взрослые отнесутся к
этим заданиям спокойнее и с
чувством юмора. Игры можно проводить
на уроках пения и музыки в
школе, в лагерях и домах отдыха во
время вечеров досуга, даже
как отдельные номера КВН. Пусть это
будут новые музыкальные формы
досуга, такие, как конкурсы у
костра, поход с музыкальными
привалами и т.д. Все зависит от
вашей фантазии. Кстати, организатором
занятий может быть не
только музыкально образованный
человек, но и просто любящий
музыку и имеющий организаторские
способности человек.
Для тех, кто не имеет музыкального
образования предлагаем
некоторый обзор материала,
с которым вам предстоит работать.
Первые игры 21.1., 21.2., 21.3.
рассчитаны на пробуждение
активности и образного мышления
у участников игр. Ведь музыка в
каждым слушателе рождает эмоциональный
отклик и появление
зрительных ассоциаций. Так,
перед глазами слушателей появляются
как бы картины, вызванные музыкой.
Возможно, это - природа,
возможно, - кусочки воспоминаний
из собственной жизни и т.д.
Задача - сконцентрировать эти
ассоциации в определенный образ и
назвать произведение. Например:
грибной дождь, улыбка любимой,
разлука и т.д.
Далее игры вводят нас в мир
музыкальной терминологии. Игра
21.4. знакомит с понятиями
мелодия и аккомпанемент. Обычно,
напевая прослушанную музыку,
мы поем мелодию. В песне мелодия
сливается со словами (например,
"Широка страна моя ..."). Все,
что не мелодия - аккомпанемент.
В игре 21.5. рассказывается
о трех музыкальных жанрах: песня,
танец, марш. Отличительной
чертой песни является голос,
напевность. Отличительной чертой
марша - четкий ритм. Все
остальное - танец. Танец может
быть народным (Барыня, Сударушка
и т.д.), классическим (вальс,
минуэт, полонез), современным
(твист, рэп, диско-танцы).
Надо иметь в виду, что нередко
наблюдается смешение двух жанров,
например, песня и танец
(народная песня и танец "Ах
вы сени...", песня - вальс "Дунайские
волны" и т.д.), смешение жанров
песня и марша (например,
Москва-майская" и т.д.). Но
для начала лучше давать слушателям
простые несмешанные музыкальные
жанры: марш, песня, танец.
Игры 21.6. и 21.7. посвящаются
оркестрам. Оркестры бывают
разные. В симфонический оркестр
входят такие группы музыкальных
инструментов как клавишные
(фортепиано, клависин), ударные
(тарелки, барабаны, ксилофон,
треугольники), духовые (трубы,
волторна, флейта, тромбон,
гобой), смычковые (скрипка,
виолончель, контрабас), щипковые
(арфа, гусли, цымбалы). В состав
народного оркестра входит и
духовые инструменты (сопилки,
дудочки, свирели), и щипковые
(балалайки, гусли, цитры), и
ударные (бубны, деревянные
ложки, тарелки, треугольники). В
состав народного оркестра также
обязательно входит баян,
аккордеон, гармоника. Нельзя
не упомянуть оркестры джазовые,
эстрадные, фольклерные.
Игры 21.11. и 21.19 знакомят
слушателей с понятием темп. Темп
- скорость или быстрота звучания.
Игра 21.12 знакомит с
громкостью звучания и музыкальными
терминами ее обозначающими:
"форте", что обозначает "громко"
и "пьяно", т.е. "тихо".
Существует еще термин "меццо-форте"
и "меццо-пьяно".
"Меццо-форте" и "меццо-пьяно"
обозначает: "не очень громко" и "не
очень тихо", т.к., слово "меццо"
обозначает "средне, не очень".
В игре 21.22. используются
термины: "крещендо" - постепенно
усиление громкости и "диминуэндо"
- постепенное затихание. Эти
два термина можно сравнить
с приближающимися и удаляющимися
шагами.
Игры 21.13., 21.15., 21.18.
рассказывают о движении
мелодии. Она может направлять
свой путь как человек в гору или с
горы, а может и прыгать. Если
звуки мелодии становятся постепенно
тоньше - это значит мелодия
направляется вверх. Если они грубеют
- мелодия движется вниз. В
главной мелодии звуки следуют по
порядку: до, ре, ми, фа и т.д.
и голос легко их воспроизводит. В
скачкообразной мелодии звуки
не следуют друг за другом, а
перескакивают очередные 2-3
ноты, например: до, фа, до, ля.
Такая мелодия поэтому носит
название "скачкообразной".
Известно, что музыка вызывает
у нас разное настроение. Если
настроение от музыки становится
задумчивое и даже грустное, то
такая музыка - минорная, а
если веселое и оживленное - мажорная.
Игра 21.16. рассказывает об
этом.
В игре 21.17. ключевое слово
"регистр", что обозначает "высота
звучания". Грубый низкий голос
соответствует нижнему регистру,
средний голос - среднему регистру
и тонкий голос - высокому
регистру.
Игра 21.21. посвящается сложному
понятию "музыкальная
фраза". Музыкальная фраза -
это небольшой, относительно
самостоятельный отрывок музыкального
произведения. Если его
сыграть отдельно, он - как
бы маленькое законченное
произведение. Так же, как фраза
в живой речи - нечто законченное,
но она является составляющей
частью большого произведения
(рассказа, повести, романа).
Обзор, который вы прочли, поможет
вам еще более уверенно и
интересно провести музыкальные
игры. Не забудьте, что призы и
атрибутика - важная деталь
во время проведения занятий. Поэтому
готовьтесь заранее к музыкальным
играм и старайтесь сделать их
как можно более оригинальными
и красочными. Успехов вам! Вперед и с песней!!!