Сознание - лишь вершина айсберга,которым
является человеческая личность.Учитывая, что бессознательное так или иначе
присутствует во всех проявлениях
человека, здесь приводятся игровые упражнения, позволяющие активизировать
резервы неосознаваемой
психической деятельности и
использовать ее возможности для практики обучения, развития и воспитания.
Подавляющее количество информации
человек хранит и использует в
различных неосознаваемых формах.
Процесс усвоения информации
начинается с того, что мы с
ней знакомимся ("живое созерцание"),
но еще не можем полностью понять
и осмыслить. Высший
профессионализм владения знаниями
связан также с подсознанием -
автоматизм владения информацией
подразумевает умение использовать
ее бессознательно на уровне
рефлекторного навыка. Лишь на
среднем этапе усвоения информации
(в основном, при обучении)
человеку приходится довольно
напряженно загружать свое сознание
переработкой нового материала.
Конечно, нельзя отрицать роль
логического мышления, но все
же личность характеризуется далеко
не всем, что можно логически
объяснить. Особенно, когда речь идет
о творчестве. Подсознание аккумулирует
житейский и
профессиональный опыт и помогает
интегрально обрабатывать
поступающую информацию на уровне
интуиции, творческого видения,
невербальной коммуникации.
Как важно уметь адекватно
пользоваться такой возможностью
активизации бессознательной
психической активности! Как
важно иметь четкую интуицию и
понимать не только слова, но
и то, что обычно содержится между
словами в виде эмоций, чувств,
настроения! Как необходимо уметь
вкладывать в слова не только
логический смысл, но и "второй план"
- подтекст, отражающий отношение
говорящего к тому, что и кому
это говорится! Именно такие
цели преследуют игры и упражнения
данной главы. Конечно, их никак
не назвать развлечением. Для
прохождения такого курса нужно
созреть, чтобы эффективно
воспользоваться его возможностями.
Воспользоваться этими
возможностями можно только
с добрыми намерениями, исключающими
насилие над личностью и узко
прагматические интересы. Важно,
чтобы каждый понимал, что главными
критериями готовности к
выполнению любой деятельности
являются категории духовности и
внутренней культуры. Это и
должно определить возможность участия
в играх этой главы. Преподавателю
- ведущему цикл данных игр,
нужно определить состав участников
серии этих игр, с учетом
понимания ответственности за
их неадекватное использование.
Успехов вам в этом важном,
тонком и весьма ответственном деле!