Чтобы преподавателям научиться
проводить игровые занятия,
предлагается система игр по
освоению современных активных
методик и приемов обучения.
Можно сначала попробовать игры
на своих коллегах-преподавателях,
затем этот опыт использовать
для работы с учениками.
В отличие от других выпусков
данного сборника, настоящая
глава предназначена для проведения
игр на контингенте самих
преподавателей с целью освоения
новых приемов и методик обучения.
Методов обучения существует
множество. Но практический преподаватель,
как правило, владеет всего
несколькими - прежде всего
связанными с объяснениями нового
материала и опросом учащихся в
традиционных формах. От современного
преподавателя требуется
умение преподносить учебный
материал в самых разных формах и не
только с помощью голоса и классной
доски, а с использованием
современной техники и большого
разнообразия видов деятельности в
учебном процессе. Прошли те
времена, когда основой учебного
процесса было объяснение или
опрос в традиционных формах. Даже
лекция сейчас приобретает иные
формы, если использовать
иллюстративные материалы, видео-
кино- слайдо- аудио- материалы.
Семинарские занятия уже давно
постепенно превращаются в
дискуссионную форму общения
преподавателей и учащихся. А если
говорить об опросе, то современная
техника программированного
обучения в виде обучающих машин
и компьютеров, и даже простых
программированных пособий,
дает возможность этот процесс проводить
на новом уровне. В учебный
процесс входят ролевые игры,
психотренинг и психодрама,
песенно-музыкальные фрагменты,
мозговой штурм и самые разные
варианты самовыражения творческой
личности. Взаимоотношения преподавателя
и обучаемого тоже
претерпели существенные изменения.
Педагогика сотрудничества,
сопереживания с моделированием
реальных ситуаций жизни в
сочетании с психологическим
единоборством и коллективным
взаимодействием, использованием
"второго плана" в игровых формах
создает новые предпосылки для
построения современного учебного
процесса.
В данном разделе каждая из
предлагаемых игр подразумевает
освоение преподавателем нового
приема или методики обучения. Игры
рассчитаны на проведение в
среде преподавателей, чтобы на
следующем этапе преподаватели
смогли использовать их на своих
учебных занятиях с учащимися.
Занятия планируются таким образом,
что каждому преподавателю -
участнику занятий необходимо
предварительно ознакомиться
с предлагаемым сценарием игры,
подготовить необходимый реквизит
и дидактические материалы,
продумать и выбрать тему. Затем,
ознакомленные со сценарием
преподаватели - участники игры,
собираются для занятия.
Проведением занятия руководит
ведущий, который ориентируется на
содействие специалиста по каждой
теме. Сценарий игрового
занятия предусматривает освоение
основных приемов и
этапов обучения по данной методике.
После проведения каждого
занятия предполагается, что
преподаватели смогут проводить их
самостоятельно с учащимися.
Другой весьма важный вопрос,
на который следует обратить внимание
преподавателям - выбор необходимого
метода обучения,
соответствующего характеру
изучаемого материала, тематике и
составу учащихся. Только изучив
предварительно разные
методики, их достоинства и
недостатки, личностные особенности
самих к проведению таких занятий
следует приступать к работе
с учащимися.
Мы желаем вам успехов в деле
освоения новых методик и приемов
обучения!