В этом разделе предлагаются
ролевые игры и психодраматические
приемы для развития и личностного
роста ученика,
а также упражнения, позволяющие
практически освоить
правила этикета.
Игры этого раздела предназначены
главным образом для работы с
детьми и подростками в школе
или в других условиях групповой
работы с учениками. Игры адресованы
педагогам воспитателям и
школьным психологам, родителям
и всем, кто имеет отношение к
воспитанию.
Имея в виду, что практическая
игровая деятельность очень
эффективна при усвоении разного
рода психологических навыков и
культурных норм поведения,
авторы попытались облечь в игровые
формы известные правила поведения
в обществе, психологические
приемы работы над развитием
личности и т.п.
Педагогам и их воспитанникам
предлагаются сценарии, по
которым можно самим творчески
освоить те или иные аспекты
воспитания, избегая при этом
слепого следования жестким нормам и
правилам. Участники игр имеют
возможность пробовать и находить
для себя наиболее приемлимые
формы поведения в той или иной
ситуации. В этом им должна
помочь система обратной связи и
экспертной оценки поведения,
которая заложена в условиях игр, как
один из важнейших принципов
корректировки поведения. В главе
содержатся игры, которые можно
условно разбить на три
направления. Первое направление
- это освоение самых общих
правил этикета. Иными словами:
как себя культурно вести в
различных жизненных ситуациях.
Другое направление: как развить в
себе те или иные важные личностные
качества, такие как воля,
организованность, умение отстоять
свою точку зрения и т.д.
Третье направление: как найти
свой стиль во всем, научиться
понимать, что твое, а что не
твое в этой жизни.
Ко многим играм даются приложения
в виде свода правил и норм
поведения, которые приняты
в обществе. Прежде чем их изучить ,
участникам предлагается самим
попробовать сделать те или иные
упражнения хорошо, а затем
только обратиться к правилам и
убедиться в их приемлимости.
Игры хорошо проводить на группах
продленного дня в школах, гимназиях,
лицеях, в летних и зимних
лагерях отдыха и т.п.
При освоении внешних приемов
поведения важно помнить, что
всякая культура, прежде всего
внутренняя, а от нее уже происходит
внешняя. Cоздавая гармонию
внутри себя, мы делаем гармоничным
окружающий мир. Итак, приступим
к играм! Удачи вам!